Он - работает

Кибер-нож, который привез в Украину экс-министр здравоохранения Юрий Спиженко, уже успешно удаляет раковые опухоли.

Создатель клиники Юрий Спиженко: - Это маска для больного, который во вторник пойдет под кибер-нож. Вот тут кнопочками прижмем и будем проводить операцию…

«А ПОКА - НИЗКИЙ ПОКЛОН»

8 сентября «Комсомолка» подробно рассказала об этом уникальном, единственном в Восточной Европе лечебном заведении и его создателе. На 10 сентября в клинике не назначали ни операций, ни диагностики, ни консультаций. Устроили выходной. И на площадке перед фасадом, где с витражей по-детски улыбались цветы - никаких  мрачных стен, творчество Катерины Билокур тоже целебно! - собралась публика, не требовавшая неотложной помощи. Впрочем, как посмотреть…

Минимум чиновников и политиков. Большинство - врачи, причем часть из регионов. Говорят, они стали нелюбопытны, поскольку задавлены, унижены рутиной и нищетой? Их лишь раздражает экскурсия с комментариями по поводу такого американского чуда робототехники, компьютерной навигации и лучевой хирургии, как кибер-нож, поскольку видят его в первый и последний раз? А возможности здешней научно-исследовательской базы, которая способна поднять украинских онкологов до мирового уровня, вообще им до лампочки?

Кажется, я готова утверждать обратное. Когда-то мощная профессиональная школа отечественной медицины еще способна возродиться из уцелевших здоровых клеток - только бы удалить опухоль в «голове» государства, которая мешает правильно определять приоритеты.

Минздрав на официальном открытии кибер-клиники представлял Александр Биловол, первый заместитель министра:

- Историческое, эпохальное событие! Страна и правительство еще оценят ваш подвиг, Юрий Прокофьевич. А пока - низкий поклон. Вы в очередной раз подтвердили, что в этой жизни можете сделать все!

Поздравление замминистра было исполнено, как показалось, не только пафоса, но и восторженного непонимания: каким же образом коллеге Спиженко удалось подменить собой целую структуру?

Киевский кибер-нож - уже в действии.

Когда Александр Николаевич отошел от микрофона, я решила уточнить: готово ли  министерство  по своей инициативе добиться внесения в госбюджет-2010 графы о расходах на социальные операции? Их ведь можно теперь делать с помощью не зарубежного, а киевского кибер-ножа. И позволят ли обществу контролировать порядок подобных трат?

- Очень актуально, очень правильно сформулировано! - похвалил «Комсомолку» замминистра. - Мы ищем соответствующий механизм.

- Как долго продлится процесс?

- Отработаем вопрос и запустим, чтоб правительство обсудило.

- До выборов получится? Люди же и во время избирательной кампании умирают от рака. Спиженко всего за девять месяцев клинику «родил». И за пару дней работы сюда очередь из ста пятидесяти страждущих образовалась. А сколько еще мучаются, но не имеют денег для спасения?

- До выборов сложновато… - опечалился Александр Николаевич. - Но вот зато сразу после!..

ДОКТОР ХАУС ОТДЫХАЕТ

Фрагменты с пресс-конференции Юрия Спиженко и из его рассказов по ходу осмотра клиники:

- Здесь, за стеной бункера, - кибер-нож. Операция выполняется за 30-90 минут. 30 или 90 - зависит от размеров опухоли, ее локализации, насколько близко она расположена к жизненно важным органам. Радиационные пучки направляем из двухсот точек. Госпитализация не нужна. Пациенту сразу позволено идти домой, даже за руль садиться… Осмотр - через два с половиной месяца. За такое время опухоль сморщится и на ее месте образуется рубец. В день будем брать пять-семь человек, начали с двух-трех. Больше нельзя: ни техника не выдержит напряжения, ни врачи.

- Очень серьезный этап - подготовительный. Больного исследуют на компьютерном и магнитном томографах, на специальной аппаратуре снимки накладывают друг на друга. Так определяют контуры патологии и передают информацию на кибер-нож. Это называется планом операции.

- Гамма-нож, например, удаляет опухоли головного мозга только круглой формы и размером не более 2,5 сантиметра. К сожалению, идеальные формы встречаются редко… А кибер-нож вырезает новообразования по любому лекалу. И менее миллиметра, и шестисантиметровые. Опухоль светится на мониторах разными цветами фильтрации. Важно лишь провести правильный расчет. Хоть здоровые клетки нож не тронет.

- Я, когда только задумал строить центр, полетел в Мюнхен.  Два светила-нейрохирурга меня просвещали с заметным пренебрежением. Из Украины, мол? И туда же, к высоким технологиям? Стали показывать работу ножа во время операции. Нажимают - что-то не то, не включается. Смутились… Оказалось, неверно планирование сделали. Машина, даже настолько умная, не способна знать, где жизненно важные зоны. Тут обязаны быть на высоте лучевые диагносты, профильные специалисты, физики. У нас, слава Богу, именно такие собраны.

Пожалуй, только один вопрос журналистов застал Юрия Прокофьевича врасплох: нравится ли ему сериал «Доктор Хаус»? Телевизионный образ врача, порой беспощадного к себе и окружению в профессиональном фанатизме и поиске новых идей, наверное, мог бы вызвать симпатии со стороны украинского доктора.

- Хаус? Даже не слышал о таком, - Спиженко весело развел руками.

У него и без теледрам сейчас хватает эмоций, а несколько ночных часов приказывает себе спать. Потому что утром он обзванивает своих «первенцев» - прооперированных кибер-ножом.