Карен Шахназаров: «Чехов политике противопоказан»

Приехав презентовать в Киеве свою новую картину «Палата №6» (см. «КП» за 7 сентября), известный кинорежиссер рассказал о своем видении коммерческого кино, а также о буднях «Мосфильма», который он возглавляет с 1998 года.

- Снимая «Палату №6», я делал некоммерческое кино.

Кроме того, Карен Георгиевич стал почетным гостем фестиваля  «Мосфильму-85», который проводится в кинотеатре «Жовтень» в рамках  «OzoneFest. Преамбула». Закончится фестиваль в декабре ретроспективой фильмов Шахназарова, который пообещал еще раз приехать в Киев, чтобы вместе с украинскими зрителями свежим взглядом оценить свои фильмы.

«Я ДЕЛАЛ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ КИНО»

- Карен Георгиевич, сценарий ждал своего часа 20 лет. Сместились ли акценты и поменялась ли форма фильма за это время?

- Нет, она как была написана 20 лет назад, так мы ничего и не меняли. Думаю, хорошо, что картина появилась сейчас, а не тогда. В 1989 году, когда был написан сценарий, картина стала бы предметом политических инсинуаций. А Чехов протиповопоказан политике, он говорит о другом. При этом я получил огромное удовольствие слушать диалоги. По моему мнению, они гораздо более современны сегодня, чем 20 лет назад. Как оказалось, что ни делается - все к лучшему.

- Фильм получился некоммерческим, это вас не пугает?

- А я и делал некоммерческое кино. Коммерческим оно становится тогда, когда ты точно знаешь, что надо сделать так, но делаешь по-другому, если знаешь, что это принесет выгоду. Вот после того как я снял «Курьер», мне говорили: если бы вы сделали другой финал - если бы в конце девочка с мальчиком не расставались, то фильм посмотрели бы не 50, а 60 миллионов зрителей. Я считаю, что делать это было неправильно.

Я хотел не угодить, а сделать так, как я его понимаю и как чувствую. В фильме «Палата №6» я рассказал то, что совпало с моими переживаниями. Конечно, я понимаю, что эта картина снята по самому трагическому произведению в мировой литературе и не может иметь коммерческого успеха. Ну а мне хотелось сделать именно такой фильм.

- Второстепенные роли в этой ленте сыграли пациенты психиатрического интерната. Каково было с ними работать?

- У этих людей есть внутренняя энергетика, которая первое время вызывает ужас у людей из этого мира. Первое время хочется убежать оттуда. Потом, конечно, привыкаешь. Мне хотелось продемонстрировать, что с ними происходит.

- Не было ли у вас страха пополнить ряды сумасшедших пациентов?

- Пополнить их ряды может кто угодно. Дело все в том, что никто не знает причин возникновения шизофрении. Известно, что это может случиться с любым, в любой момент и это необратимо.

 - В ваших картинах 20 лет не снимался Александр Панкратов-Черный… Говорят, в «Палате №6» вам было сложно работать вместе.

- Не могу сказать, что у нас была легкая работа. Мне кажется, Саша слишком много снимался в комедиях, но в результате я рад, что мы опять вместе поработали.

- Он говорил, что вы сумасшедший!

- А он сумасшедший с моей точки зрения (смеется)! Во время съемок случались ситуации, когда приходилось особенными методами добиваться результата, и, может быть, Саша решил, что я был слишком жесток и строг.

«ЮБИЛЕЙ «МОСФИЛЬМА» МОЖЕМ ПРАЗДНОВАТЬ ВЕСЬ ГОД!»

- Кто из современных режиссеров вам нравится?

- Я директор «Мосфильма», со многими режиссерами работаю. Поэтому считаю неэтичным говорить в данный момент, кто мне нравится, а кто нет. Когда закончу свою карьеру директора «Мосфильма» и, может быть, карьеру режиссера, то, наверное, смогу начать критиковать. Я уже кинокритиков пугаю тем, что сам стану кинокритиком (улыбается).

- Чувствуете ли вы сейчас цензуру в кино?

- В кино - нет. На телевидении - может быть. Там работают за приличные деньги, и никто не мешает: не хочешь - не работай. А в кино - не знаю ни одного примера, когда кому-то что-то запретили.

- Какое событие в этом году принесло вам самые позитивные, а какое - самые негативные эмоции?

- Я закончил картину - это позитивное событие для меня. Это достаточно серьезное событие в жизни режиссера. Из негативного - отношения России и Украины. Мне хотелось бы, чтобы эти отношения были нормальные. Я, как человек, выросший в Союзе, никогда не отделял Украину от своего мира.

- Есть ли у вас список фильмов, которые вы бы хотели снять?

- У меня нет никакого списка (улыбается). Обычно я заканчиваю картину и отдыхаю. Пытаюсь почувствовать, чего я хочу. Конечно, есть какие-то идеи, сценарии.

- Как сейчас обстоят дела у «Мосфильма»?

- Неплохо. Есть свое производство. Работа кипит — у нас в активе более ста проектов. В кино статистика - дело относительное. Этот год юбилейный для нас, так что мы можем праздновать хоть все 365 дней (смеется).