«Миры» нашли в Байкале поезд, в котором везли золото Колчака?

На глубине 380 метров обнаружены фрагменты разрушенного вагона.

На дне озера точно есть обломки вагонов, заваленные камнями. Золото будут искать при следующих погружениях.

Международная экспедиция «Миры» на Байкале» работает уже второй сезон, изучает геологию озера, его флору и фауну. Но с каждым погружением исследователи надеются  найти так называемое золото Колчака, поезд с которым, по легенде, затонул в озере. Искал его и корреспондент «КП» Андрей Моисеенко, опускавшийся на дно в начале июля 2009 года. Не нашел.  Не везло и  тем, кто погружался в непосредственной близости от Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), по которой по логике и должны были везти золото. Несколько специальных - «исторических» - рейсов «Миров» закончились безрезультатно. В смысле сокровищ. И вот - хоть какой-то след. На него вышел «Мир-2», погрузившись на Южном Байкале в районе 90-го километра КБЖД.

На глубине примерно 380 метров исследователи заметили искореженное железо, заваленное грудой камней. Подошли ближе и увидели смятую раму, дверцу с окном и другие части вагона - то ли крышу, то ли боковую  обшивку.

- В этот миг мы почувствовали себя археологами, которые прикоснулись к древности, - рассказал пилот «Мира» Евгений Черняев. - Или кладоискателями! На секунды поверили, что нашли сокровища… Но это была всего лишь металлическая балка весом примерно 80 кг. Скорее всего, часть тормозного механизма.

«Мир» попытался поднять железяку, но не получилось - громадина тянула аппарат на дно.

- Интрига не раскрыта, - пожимает плечами директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов. - Потому что нельзя пока с точностью сказать, есть тут золото Колчака или его не было никогда.

Найти что-нибудь золотое пока не удалось. Но сам факт, что на дне есть вагоны, весьма обнадеживающий. Если затонули одни, то могли сойти с рельсов и другие - с золотом. По легенде, его должно быть около 180 тонн в слитках.  Экспедиция продолжает работу.

МНЕНИЯ

Алексей ТИВАНЕНКО, кандидат исторических наук, руководитель гуманитарной программы «Миров», ведущий научный сотрудник Бурятского научного центра:

- Уверен, что под обломками есть золото. Часть сокровищ Колчака украли чехи, они перевозили его на Восток из Иркутска. Недалеко от станции Маритуй попали под камнепад, часть вагонов вместе с золотом ушла под воду. Конечно, найти его непросто - ведь драгоценный металл смешался с фрагментами разрушенного поезда.

Павел НОВИКОВ, доцент кафедры истории ИРГТУ, кандидат исторических наук:

- «Золотой запас России», который находился под контролем правительства Колчака, не мог затонуть в Байкале. Допускается, что часть слитков могла быть похищена между Нижнеудинском и Иркутском. Золото отправили в Казань. Поэтому ни о каком кладе на дне Байкала не может быть и речи.

КСТАТИ

Большевики тайно переправили драгоценности царской семьи, спрятав их в шоколадные конфеты

Рассекреченные вчера документы из архивов британской контрразведки MИ5 свидетельствуют: жемчуг и бриллианты Романовых попали в Великобританию в 1920 году. А вырученные за них деньги - порядка 40 тысяч фунтов - пошли на финансирование  коммунистической газеты.

Как сообщает Би-би-си, контрабандистом выступил Френсис Мейнелл, руководитель газеты The Daily Herald.  Щедрый дар ему передали в Стокгольме представители советского правительства. Там «журналист» начинил драгоценностями шоколадные конфеты. В каждую вдавил либо жемчужину, либо бриллиант. Сложил в коробку и отправил посылкой. Контрабанда благополучно дошла. Удивительно, но на конфеты никто не покусился - ни на шведской почте, ни на английской.