Сотрудникам военчасти в Лозовой за день до взрывов советовали уезжать подальше

Ровно год назад райцентр в Харьковской области печально прославился на весь мир.

В результате взрывов в Лозовой были повреждены 308 частных и 87 многоквартирных домов, а также 37 общественных зданий. Полностью сгорели два частных дома, один - разрушен.

27 августа 2008 года на 61-м арсенале войск Южного оперативного командования неожиданно вспыхнуло пламя, а затем один за другим начали взрываться боеприпасы. Взрывная волна была такой силы, что в жилых домах и школах, находившихся в 3-4 километрах от складов, повыбивало стекла. Перепуганные местные жители спешно уезжали. Те, у кого не было личного транспорта, в халатах и тапочках, с детьми на руках, толпились на автобусных остановках в надежде хоть как-то выбраться из полыхающего города. Взрывы повредили несколько вышек мобильной связи, и люди не могли даже дозвониться своим родным…

РЕМОНТ ОБЕЩАЛИ ВСЕМ, НО ПОМОЩИ ДОЖДАЛИСЬ ЕДИНИЦЫ

Лозовая гудела почти две недели. За это время, как установило позже следствие,  взорвалось снарядов на 3 миллиарда гривен. Больше всего от бомбежки (так местные жители окрестили ЧП) пострадал хутор Герсевановка. Там огонь испепелил несколько жилых домов. Их уже восстановили, и люди сыграли новоселье. Отремонтировали за год и центральные автодороги Лозовой, и школу в Катериновке отстроили… Но не везде жизнь наладилась. Жители соседней Авиловки до сих пор самостоятельно ремонтируют жилища, не дождавшись денег, выделенных из госбюджета. Добираясь к поселку Лютому (его построили в 50-е годы возле  воинской части), я то и дело натыкалась взглядом на зияющие вместо окон дыры. Здесь меня принимали за чиновника и приглашали буквально в каждый дом.

- По документам капремонт всех 90 зданий завершили еще перед Новым годом, а на деле только семь домов отремонтировали! Да и то кое-как, - возмущается квартальная поселка Любовь Кулакова. - А ведь ремонт всем гарантировали.

Пришла от государства и моральная компенсация. Правда, по какому принципу начисляли деньги, люди  до сих пор не поняли: одни семьи получили 500 гривен на четверых, другим же выдали по 400 гривен в руки.

ЗИМОВАЛИ С ДЫРЯВОЙ СТЕНОЙ

Если кому-то хоть чем-то помогли - заменили кровлю, вставили стекла, поклеили обои, то молодую семью Мельниковых с 5-летней дочуркой подрядчики павлоградской фирмы в упор не замечали. А ведь взрыв практически снес стену их дома. Самостоятельно чинить жилье людям было не за что - так и зимовали с дырявой стеной: спали в верхней одежде, а когда шли дожди или таял снег, подставляли ведра под большие щели. Лишь недавно накопили немного денег и сами положили новую стену из кирпича.

- В моем доме кровлю взрывами побило, - вздыхает 82-летняя участница Великой Отечественной войны Александра Самойлова. - Когда завезли шифер, мы обрадовались: скоро новая крыша будет! Даже сами перетащили стройматериал во двор. Как вдруг машина приехала, все погрузили и увезли… Так и не дождались ремонта.

К 79-летней Любови Костенко строители вообще ни разу не наведались. От взрывов ее хату словно подняло в воздух и встряхнуло, вспоминает женщина. По стенам поползли широкие трещины. Окна хоть с виду целы, но их словно вывернуло наружу.

- Зимой так дует, что аж шторы летают! Хотя бы крышу отремонтировали, чтобы за шиворот не капало… - вздыхает старушка, опираясь на палочку. - Я ведь сама живу, пенсия всего-то 600 гривен.

6-летняя Аня Мельникова возле своего дома в Авиловке (год назад взрывом вынесло стенку жилища).

«ГОСУДАРСТВО НАМ ДЕНЕГ НЕ ДАЕТ»

- Да, бывало такое: фирма привезла материал, а мы не можем за работу заплатить. Они разворачиваются и уезжают. У нас еще 246 домов нуждаются в ремонте! Для этого надо 17 миллионов гривен, но государство нам денег не дает, - сетует мэр Лозовой Сергей Литвинов.

У правоохранителей свой взгляд на происходящее. Два месяца назад завели уголовное дело по факту растраты бюджетных средств в отношении фирмы, которая восстанавливала Лозовскую школу № 8. Следствие идет полным ходом, заодно проверяют и другие объекты: детский садик, жилые дома, сообщили «КП» в пресс-службе ГУ МВД в Харьковской области.

К дому 79-летней Любови Костенко строители так и не добрались, по стенам поползли широкие трещины.

До сих пор не поставлена точка и в уголовном деле о самих взрывах. Сразу после ЧП в халатном отношении к воинской службе обвинили двоих полковников военчасти (им грозит до 7 лет лишения свободы). Однако местные жители выводам следствия не верят.

- За несколько дней до взрывов я отпускала снаряды со склада. Много боеприпасов - не на один вагон. А накануне ЧП мне намекнули: мол, отдохни с семьей где-нибудь подальше от Лозовой или лучше вообще увольняйся, - вспоминает события годичной давности бывшая сотрудница военчасти, попросившая не называть ее имени в газете.

Не веря своим ушам, пересказываю ее слова лозовчанам. Те лишь кивают: да, было дело, и вагоны полные уходили накануне взрывов, и некоторые семьи из города спешно уехали.

82-летняя участница ВОВ Александра Самойленко: шифер пролежал во дворе три дня - вот и весь ремонт.

В региональном медиацентре Минобороны о судьбе своих коллег ничего не знают. Хотя военная прокуратура и направила все материалы уголовного дела по взрывам в суд, дата слушания до сих не известна.

Фото Оксаны ЯКУШКО