«Жилье. Душ. Стоянка»
В Сорочинцы я добиралась из Миргорода вместе с дружной семьей цыган. В маршрутке чувствовался аншлаг. Потому за полчаса в пути пришлось буквально сродниться с бабушкой в перстнях, но без зубов, ее сестрой без ног, зятем, который заботливо внес недужную в автобус, и Леной, мамой двух малышек и двух подростков.
- Продаешь? Покупаешь? Гулять едешь? - поинтересовалась Лена, скептически оценив мой багаж.
- На работу! - махнула я неопределенно рукой.
- И мы тоже, - подмигнула Лена.
Вышли вместе на развилке возле главной ярмарочной арки. Тут попутчики заступали на смену. Обезножевшая цыганка в окружении детей - просить подаяние, Лена - гадать, а я отправилась искать пресс-центр.
Рядом, в ложбине, толпились разномастные палатки и машины. Пылали костры. На веревках, растянутых между деревьями, сохло белье. Кто-то рубил дрова, кто-то уже помешивал варево в котелке… Здесь был табор самых экономных торговцев. Тех, которые решили пять дней провести в полевых условиях и не поддаться искушению оставить заработанные деньги тут же. Ведь у ворот практически каждой хаты появились таблички, которые хранят от августа до августа: «Жилье. Душ. Стоянка».
Это время для Великих Сорочинцев - как «высокий сезон» в Крыму. Хозяева переселяются во времянки и сараи, отдавая гостям всю полезную площадь. Сейчас с постояльца брали минимум 60 гривен за ночь. Больше 100 не просил никто. Самые оборотистые селяне спешили накануне освободить огороды от картошки. Вместо нее рядочками «вырастали» «Жигули» с прицепами и навороченные иномарки - по 10-20 гривен за место.
С Гоголем на дружеской ноге
Торжественное открытие ярмарки задерживалось. Хоровые коллективы давно стояли в боевой готовности, когда над головами раздался шум моторов. И два вертолета проследовали в сторону центра села.
- Ющенко полетел! На стадионе возле школы сядет. Сначала в Спасо-Преображенский храм пойдет и в музей Гоголя, - шепотом просветил знакомый чиновник. Однако народ и сам догадался, что в воздухе - президент. И повалил на главную аллею: ожидать главу державы. Виктор Андреевич в вышитой рубашке и черных джинсах появился в полдень.
- Андреевич, здоровья вам! Седой совсем стал… А что за женщина фигуристая рядом с ним идет? Жена? Или с Юлей, может, помирился? - напирали задние ряды.
Изящная блондинка Светлана Свищева, руководитель проекта «Сорочинская ярмарка», за несколько лет к подобным предположениям успела привыкнуть. Еще в чреде сопровождающих шествовали губернатор Полтавшины, председатель облсовета, оперный певец Владимир Гришко, нардепы Иван Плющ и Михаил Кульчицкий. Среди всех только Иван Степанович был одет не по форме - не в вышиванку, а в обычную светлую сорочку. Впрочем, Плюща и в более принципиальных вопросах не раз отличала самостоятельность мышления.
Ющенко пожимал протянутые руки (если охрана - парни, стриженные под ноль - не успевала оттеснить электорат). Остановился возле деда-бандуриста, мгновение послушал казацкую думу. Приобнял старика:
- Как зовут вас?
- Владимир Иванович Дяденко из Запорожья! - ответил растроганный музыкант.
- Я хочу, чтоб мы увиделись в Батурине 22 августа, на кобзарском празднике. Сделайте так, чтоб вы приехали. Звоните! Щиро дякую!
И двинулся дальше в плотном кольце телохранителей.
- Виктор Андреевич, а куда ж звонить? - ринулся следом старик. Но охранники притормозили: минута славы, мол, закончена. У бандуриста на глазах уже блеснули слезы обиды, когда из свиты, опомнившись, передали визитку Руслана Демченко, первого помощника президента.
После приветственной речи Виктора Андреевича ждал очередной приятный момент. На сцену поднялся сам Николай Гоголь, даром что актер Полтавского муздрамтеатра. «Великий украинский писатель» (так назвал его Ющенко) поклонился президенту, удостоился рукопожатия и произнес теплые слова в адрес власти, заботящейся о процветании народа. Получил ли Гоголь визитку с предложением продолжить сотрудничество, вашему корреспонденту увидеть не удалось.
Халва вместо меда
Меж тем Виктор Ющенко уже отдавал дань павильону, где представлял свою продукцию Узбекистан. Глотнул из предложенной пиалы зеленого чая. (У начальника охраны от напряжения побагровела шея.) И принялся с серьезным видом нюхать восточные приправы для мяса. Свита, включая губернатора и народных депутатов, тут же последовала примеру, потянулась носами к лоткам. Да так ответственно, будто немедленно собиралась переквалифицироваться в поваров.
- Специи очень дорогие? - полюбопытствовал Виктор Андреевич тоном человека, с трудом расстающегося с каждой копейкой.
- Нет, не очень! - принял правила игры продавец.
Пряности для президента упаковали в банку из-под кофе и пластиковые коробочки.
- Не надо денег, дарю! - отбивался от господина в штатском узбекский торговец. Гривны ему всучили почти насильно. А Виктора Ющенко в тюбетейке и наброшенном на плечи халате уже заинтересовала другая диковинка - светлая халва с цукатами.
- Нож убрать… - еле шевеля губами, приказал шеф протокола.
На сей раз Виктор Андреевич отказал себе в удовольствии попробовать полтавского меда и поговорить о пчелах. Надоели «укусы» по этому поводу?
Зато в грузинском винном павильоне он задержался на час без малого. Прессу и телекамеры выставили с ходу. Пришлось наблюдать за застольем из-за забора.
- О, встали, чокнулись, пьют! Интересно, за что? - комментировали зеваки. - Лаваши понесли, помидоры. Добавку шашлыка…
Орех для мудрости
Российские производители не почтили Сорочинцы своим присутствием. Однако в середине сентября ярмарка впервые в истории собирается сама нагрянуть в Москву. Народная дипломатия окажется действенней потуг политиков?
На пресс-конференции Ющенко заметил, что его переписку с президентом РФ Медведевым не следует считать углублением конфликта:
- Я не знаю, у кого простые отношения с Россией. Они в истории по-разному складывались, перевязаны временем. И когда другое государство начинает строить суверенную политику, сразу сотни вопросов к нему возникают. Но империи больше не будет!
…Даже в мероприятиях, выверенных протоколом как часы, случаются накладки.
Не планировал президент сажать на Сорочинской ярмарке деревья, да пришлось. Энтузиастка из Донецка чудом протолкалась к нему с побегом молодого ореха:
- Это символ долголетия и интеллекта. Пусть ваши усилия сделают Украину мудрой и вечной!
Ну как в такой просьбе отказать? Ющенко улыбнулся, перешагнул через плетень, потребовал хоть нож, если нет лопаты. И прикопал растение прямо в клумбе среди цветущих подсолнухов.
Спустя несколько минут он уже сидел за рулем серебристого джипа Range Rover.
А организаторы, переведя дух, готовились к встрече спикера Владимира Литвина…