Катастрофа истребителей Су-27 в Подмосковье: «Русские витязи» уводили падающие самолеты от жилых домов

ЧП произошло в воскресенье днем с двумя Су-27.

Схема сделана на основе реальной фотографии, снятой сразу после столкновения.

Во время генеральной репетиции программы, которую пилоты «Витязей» совместно с подразделением «Стрижи» должны были показать на Международном авиакосмическом салоне в подмосковном Жуковском (он пройдет с 18 по 23 августа), две «сушки» столкнулись в небе. Оба самолета разбились: один упал в поле рядом с деревней Верхнее Велино, другой - в садовый кооператив «Лебяжье», что у деревни Бояркино в нескольких километрах от подмосковных Бронниц.

Один из самолетов был одиночный - за штурвалом сидел пилот Виталий Мельник. Второй истребитель - так называемая спарка. В нем были два летчика - командир «Витязей» полковник Игорь Ткаченко и штурман Игорь Куриленко.

Все трое пилотов катапультировались. Но, по предварительной информации, у полковника Ткаченко не раскрылся парашют. Командир «Витязей» погиб...

Все началось с совместного полета двух пилотажных групп. В нем участвовали девять истребителей - пять «cушек» «Витязей» и четыре МиГ-29 из пилотажной группы «Стрижи».

Полет проходил успешно. Когда программа была полностью отработана, группа разделилась. «Витязи» вышли из зоны пилотирования и начали перестраиваться. В этот момент над поймой Москвы-реки и произошло столкновение (см. схему). Ведомый самолет превысил скорость и влетел впереди идущему в хвост.

...В садовом кооперативе «Лебяжье» в это время было полным-полно дачников.

- Мы жарили шашлыки, как вдруг на нас стал падать самолет, - вспоминает Елена Воронцова. - Мы буквально прилипли к стульям. Подумали: «Конец».

- Но я вам клянусь, пилоты сделали все что могли, чтобы увести истребитель от поселка, - уверен муж Елены Владимир. - Они понимали, что самолет точно рухнет на землю, но выжимали из него все что могли и сделали чудо! Катапультировались, когда самолет уже стал неуправляемым и летел прямо в землю, на окраину поселка.

Су-27 все-таки упал на дачный домик - самый крайний в поселке. Там в этот момент были пять человек - все они, к счастью, живы, но с многочисленными ожогами были отправлены в больницу. Всего в результате пожара сгорели четыре дома.

- Я видел, как в небе столкнулись два истребителя, - вспоминает очевидец Валентин Ермаков. - Но после столкновения самолеты какое-то время продолжали полет, из двигателей вырывались языки пламени. Один летел на наш поселок, другой - в сторону реки Велинки. Там он и упал, посреди поля.

- Мы увидели в небе раскрывшийся купол, - рассказывает москвич Игорь, который как раз был на даче. - Парашютист полетел вниз. Уже у земли стропы запутались в ветвях сосны, и он на них повис. Но он был, как нам показалось, в полном порядке - своими ногами дошел до машины спасателей.

Судя по всему, командир «Витязей» Игорь Ткаченко действительно катапультировался слишком поздно. Ценой своей жизни он спас множество людей.

- Спасибо этому человеку за то, что спас нас, - говорит глава семьи Колесниковых Николай. Они отдыхали рядом с местом авиакатастрофы и о гибели летчика узнали по радио. - У нас до сих пор в глазах момент падения. Я испугался не за себя - за свою семью. И только дочка мне потом сказала: «Папа, а мне совсем было не страшно».

ХРОНИКА ЧП НА АВИАШОУ

28 августа 1988 года во время демонстрационного полета на американской военно-воздушной базе Рамштайн в Германии столкнулись, загорелись и упали на зрителей три реактивных самолета итальянской эскадрильи высшего пилотажа Frecce Tricolori. Три пилота и 31 зритель погибли. В течение следующих недель от травм скончались еще 36 человек.

9 мая 1993 года в Нижнем Тагиле во время авиашоу в честь празднования 48-й годовщины окончания войны спортивный самолет Як-52 не смог выйти из виража и упал в центре города. Помимо пилота, погибли еще 18 человек, многие получили тяжелые ранения.

27 июля 2002 года на авиашоу под Львовом во время выполнения фигуры высшего пилотажа на зрителей упал истребитель Су-27. Погибли 77 человек, в том числе 28 детей, пострадали 543 человека.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Игорь ТКАЧЕНКО.

Гвардии полковник, начальник 237-го гвардейского центра показа авиационной техники. Заслуженный военный летчик России, военный летчик-снайпер.

Родился 26 июля 1964 года.

Освоил самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на данных типах самолетов 2300 часов. Высшим пилотажем занимался с 1989 года.