«Бермудский треугольник» в Бискайском заливе: Исчезновение судна с русским экипажем обрастает новыми загадками

19 дней назад обычный рейс до алжирского порта Беджайя из Якобстада (Финляндия) обещал быть нетрудным.

Этот лесовоз словно в воду канул.

Экипаж Arctic Sea (15 россиян) подобрался сравнительно молодой, с опытным капитаном (50-летним Сергеем Зарецким. - Ред.). Миновали финские территориальные воды, вошли в шведские. 

- В ноль часов 24 июля на лесовозе сменились вахтенные, - рассказал Виктор Матвеев, директор компании - владельца судна. - На дежурство заступили второй помощник капитана, матрос и инженер-механик. Второй помощник занял место на мостике. Вахта уже заканчивалась, какой-то час остается до смены. Но примерно в три часа ночи на борту произошло ЧП. 

Виктор Матвеев замолкает. На этом заканчивается полностью достоверная, проверенная часть истории. Дальше начинается то, что удалось собрать по крупицам из разных источников.

Неожиданно на мостик с верхней палубы врываются люди в черном, с автоматами. На спинах надпись по-шведски - POLIS («полиция»). Требуют капитана. Выясняя, где находится «черный ящик», то есть прибор, автоматически фиксирующий все, что происходит с судном, бьют его прикладом. Рассредотачиваются по лесовозу, отключают связь, нейтрализуют экипаж (надевают «фирменные» наручники, заклеивают рты и глаза скотчем, сопротивляющимся наносят увечья).

Проводят обыск. Документов не предъявляют, называют себя сотрудниками наркоконтроля, в большинстве говорят на английском без акцента, несколько человек - с тяжелым акцентом, нерусским. Наступает утро. Второй помощник (возможно, все еще остающийся на мостике) отправляет SMS-сообщение техслужбе компании в Архангельск. Его содержание Виктор Матвеев раскрыть пока не может - идет следствие. В это время на берегу уже подняты по тревоге все службы. Судно не подает сигналов. Наконец капитан отвечает на очередной звонок, подтверждает факт захвата. Разговор обрывают. Спустя полтора-два часа удается наконец связаться с освободившимся экипажем.

Капитан докладывает, что поломок нет, никто не пострадал, полиция покинула Arctic Sea на черной надувной лодке с мощным движком, совершив обыск и, по всей видимости, ничего подозрительного не обнаружив. Собирается продолжить плавание. Голос капитана узнаваем, сведения зафиксированы, разрешение следовать дальше дано. Позже, уже в пути, выясняется, что не работает кнопка подачи сигнала бедствия. 

Мальтийская морская администрация уже уведомлена компанией о захвате судна. Швеция начинает расследование, сообщает, что на борту ее полицейских не было. 29 июля с судном разговаривали британские морские диспетчеры, когда оно проходило Ла-Манш. Капитан или тот, кто представился им, заявил, что на борту все в порядке.

31 июля с лесовозом связался шведский следователь. В тот же день уже в Бискайском заливе (между Францией и Испанией) сухогруз был замечен с патрульного самолета береговой охраны Португалии. Летчики не обнаружили на судне ничего необычного. Больше Arctic Sea вестей о себе не подавало, и где оно находится сейчас - неизвестно.

Совершенно очевидно, что исчезновение Arctic Sea и захват его в шведских территориальных водах - два действия одной драмы. Возможно, налетчики, кем бы они формально ни были, оставались все это время на лесовозе. И переговоры с берегом капитан и члены команды вели под дулами их автоматов.

Еще один нюанс. Согласно имеющимся у нас сведениям, нападавшие очень хорошо ориентировались на борту и, похоже, знали буквально все о судне, его экипаже, грузе, владельцах, режиме работы. Похоже, акция готовилась заранее...

Кроме сторожевого корабля на поиски лесовоза отправились две российские подлодки.

ВЕРСИИ

Сопоставив крайне скудные данные о происшедшем (некоторые из которых представляются, прямо скажем, странными), можно выдвинуть несколько версий мистической пропажи сухогруза.

 Экипаж превратился в заложников, «пираты» выдвинули требования, о которых мы не знаем. Много уже говорилось после событий 11 сентября об опасности морского терроризма на Балтике, ведь захватить судно порой легче, чем людей в городском помещении. Требования могут быть экономическими, предъявляемыми, например, к компании - владельцу лесовоза, или политическими (освобождение заключенных и т. д.). Для таких целей хорошо подходят именно «интернациональные» суда (в данном случае «замешаны» Мальта, Финляндия и Россия).

1. На Arctic Sea был некий левый груз, который перевалили на другое судно в подходящем районе. В таком случае лесовоз с экипажем, лишенный навигационных и коммуникационных средств, остается где-то в море.

2. Судно с грузом продано в целях наживы - значит, экипаж надо искать в море на спасательных плавсредствах.

3. Судно и экипаж уничтожены после изъятия груза или получения каких-то сведений, которыми, возможно, случайно обладали члены команды. Но в такую развязку верить не хочется.

Подробности читайте в субботнем номере «КП».