«Цветофоры»

В сложных переплетениях жизни почти у любого из организмов есть враг («На всякого карася есть щука»).

Семейка яростно-красных грибов.

Стратегия выжить заставляет жертву сохранить себя от врагов - убежать, улететь, спрятаться в нору, сделаться невидимкой благодаря маскировке, продемонстрировать силу. Есть способы заставить врага отступить, брызнув в него вонючей жидкостью, выставить иглы, прикинуться мёртвым и так далее. Хищник же должен быть изощрённым в овладении жертвой - быстро бегать, умело подстерегать, быть хорошо вооружённым (клюв, клыки, когти, ядовитое жало).

ОСТАНОВИМ вниманье на сигнальной системе, упреждающей столкновенья. Во время автомобильного путешествия в Соединённых Штатах в лесных зонах мы часто улавливали до крайности неприятный запах. В Аппалачских горах юго-западнее Вашингтона проезжали вечером после грозы. Над дорогой стоял пахучий туман. Ароматы лопнувших почек, талой земли и обмытой дождём хвои текли из леса к шоссе. Мы опустили стёкла и сбавили скорость… И вдруг гармония запахов взорвалась резкой отвратительной вонью. Пеший человек, зажав нос, наверняка побежал бы. Машина «дурно пахнувший километр» проскочила за полминуты. Но мы развернулись - узнать, в чём дело. Предположение оправдалось - у края дороги лежал раздавленный кем-то скунс. 

Европейцы, переселяясь в Америку, конечно, сразу же познакомились с многочисленным в те времена зверем. Вот самые первые отзывы. «Дьявольское отродье… оно скорее белое, чем чёрное, и с первого взгляда кажется, что его следовало бы назвать милой собачкой. Но каков запах! Ни одна выгребная яма не воняет так скверно. Я полагаю, что запах греха должен быть столь же отвратителен». Писавший это священник-миссионер, как видно, получил от скунса полный заряд химикалий.

Любой деревенский житель в Америке расскажет вам о вонючке нечто похожее. Одних убийственной силы запах повергал в обморок, у других открывалась рвота, третьи бежали, не чуя ног. «Одежда после атаки скунса две-три недели не годится для носки. Мытьё, одеколон и окуривание нисколько не помогают». Рассказы эти, возможно, лишь малость преувеличивают силу оружия скунса.

В природе скунс врагов практически не имеет. Он так уверен в оружии обороны, что не спешит убегать от кого бы то ни было. Да и бегать-то он не слишком способен. Скунс знает: все его обойдут. Медведь, лиса, волк - никто не желает встречи со скунсом. Окраска зверька предупреждает возможные недоразумения - белое с чёрным легко заметишь в лесу. Ну а если кто-либо по глупости или незнанию всё же приблизится, тогда атака! Однако скунс стреляет лишь в крайности - зачем понапрасну тратить заряды! Он обернётся задом, поднимет хвост, он топает ножками, привстаёт на передние лапы - «смотри, с кем дело имеешь!». Если и это не действует - пеняй на себя. Струя химикалий (главный компонент - этилмеркаптан) летит на четыре-пять метров. И скунс вполне понимает, что целиться надо в нос и глаза.


Охотник за тлёй - божья коровка.

Но ситуация на дорогах для скунсов гибельна. Они пугают машины своей окраской, стучат лапками и, конечно, пускают в ход проверенное оружие. Но ни «цветофоры» («Обойдите меня!»), ни химическая атака на дороге скунса не сохраняют.

ЕСТЬ и звуковая сигнализация: «Пройдите мимо!» Ею успешно пользуется «земляк» скунса ядовитая змея гремучник. Яд помогает змее охотиться и защищаться. Но без толку расходовать его накладно, и змея гремит кольцами на хвосте. Я сам наблюдал эту сигнальную систему гремучника, когда мы выслеживали в штате Вайоминг мустангов. Погремушку змеи услышал я вовремя. Гремучник, увидев, что я могу на него наступить, загремел - «Обойди!». Сопровождавший меня охотник Джин Греви, выпрыгнув из седла, решил показать характер змеи. Сигнал «Обойдите!» достиг крайнего напряженья, когда Джин почти коснулся змеи сапогом. Угрожающий звук стал похожим на треск точильного круга, к которому прикоснулись стамеской. Но стоило нам попятиться, и змея успокоилась.

На рифлёном хвосте гремучки Джин насчитал тринадцать колец. Каждая линька змеи оставляет ороговевший валик из кожи. Особым образом сочленённые на хвосте роговые наросты и служат змее погремушкой. 

ЗРИТЕЛЬНЫЕ сигналы подают многие из животных. Они могут быть устрашающими, но часто служат для коммуникаций друг с другом. Пожалуй что первенство в этом держат лемуры, живущие в лесах Мадагаскара. Длинные их хвосты полосаты - чередование белого и чёрного меха. Поднятый вверх хвост сигналит: «Я тут!» А положение хвоста - способ передать сородичам несложную информацию. У многих животных положение хвоста характеризует его состояние - отвагу (хвост трубою) или же трусость (хвост поджатый).

Белым пятном («зеркалом») под хвостом некоторые из оленей сигналят друг другу об опасности, о направлении бега. Небольшие антилопы в Африке имеют на рыжеватых боках чёрную полосу, хорошо заметную издали. Подёргивание этого сигнального знака - сообщенье сородичам: «Вижу опасность!»

Всех животных пугает или возбуждает близость уставленных на них глаз. Некоторые бабочки за долгую эволюцию обрели способ таким образом защищаться. При близкой опасности они разводят в стороны крылья, на которых виден яркий рисунок, напоминающий совиный взгляд. Уже готовый схватить добычу охотник отпрянет, а бабочка, выиграв время, улетает.

Уж, имея на голове два жёлтых пятна, не очень страшится людей. Сигнальная его система оповещает: «Неядовит!»

Буйство разных цветов у растений привлекает насекомых сладостью внутри цветка. Получая этот подарок, насекомые невольно на волосках тельца уносят пыльцу, способствуя таким образом «встрече» мужских и женских особей в растительном мире.

КРАСНЫЙ цвет в природе особо заметен и зимою почти отсутствует. Шведские охотники надевают на голову вместо меховых шапок красного цвета шапочки или кепки. Это предосторожность избежать несчастного случая - в меховую шапку другой охотник сгоряча может выстрелить, приняв её за зверька.

Красным цветом привлекают птиц и зверей многие ягоды и плоды - мякоть плода переваривается в желудке, а семечки остаются невредимыми. Так «остроумно» приспособились расселяться многие из растений.

Но часто красный цвет является запретительным «цветофором»: «Не трогай - я ядовит!» Или: «Я несъедобен!» На этих снимках - представители растительного и животного мира с яркими «цветофорами». Гриб мухомор ядовит, и это знают все грибники и многие из животных - характерная его внешность в глаза бросается сразу. И любимая нами божья коровка окрашена так же ярко. Птица, её схватившая, обожжёт рот, выплюнет и уже никогда больше не соблазнится схватить жучка.

Разнообразные окраска и запахи в мире животных и бесчисленных растений помогают громко о себе заявлять или, напротив, успешно прятаться и отпугивать. Постигая тайны природы, мы умело ориентируемся в красочном и пахучем мире всего живого.