Психонавт «КП» стартовал в иные пространства

Наш корреспондент поучаствовал в «самом безумном эксперименте».

Психонавт Андрей Моисеенко отправляется в первый полет.

Авторитетный журнал New Scientist составил список «самых безумных экспериментов» в науке. И на первое место в рейтинге поставил опыты легендарного американского нейрофизиолога Джона Лилли. В надежде раскрыть тайны человеческого сознания он часами лежал в полной темноте в теплой ванне с соленой водой, в которой, как на Мертвом море, не тонут. И с сознанием ученого творились странные вещи - будто бы оно куда-то улетало…

Оказалось, что с недавних пор «ванна Лилли» появилась в Москве.

НЕВЕСОМОСТЬ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ

Камера примерно 2,5х1,5 метра. Внутри хлюпает вода. Люк закрывают снаружи, и я остаюсь в абсолютно темном помещении, куда не проникают ни звуки, ни запахи - никакой информации извне. В полной отключке от окружающего мира мне предстоит провести целый час. И как минимум расслабиться душевно и физически. Программа-максимум - наловить глюков: как Лилли, войти в так называемое измененное состояние сознания. Или, как выражаются в некоторых кругах, «получить духовные практики».

Осторожно ложусь в воду, которая покрывает пол примерно на 25 сантиметров в высоту. Стараюсь, чтобы едкая жидкость не попала в глаза…

Вода весьма горькая на вкус - еще бы, тут растворено 400 кг английской (эпсомской) соли. Получившийся раствор покруче, чем в Мертвом море, - не дает человеку погрузиться на дно.

Кажется, что сила тяжести пропадает напрочь - похожие чувства вроде бы испытывают при невесомости. Еще одно необычное ощущение: кажется, что тело медленно, но верно начинает двигаться по кругу с центром вращения где-то в районе пупка. Все быстрее, быстрее…

Потом мне объяснили: в темноте да еще в невесомости невозможно ориентироваться в пространстве. И мозжечок человека, отвечающий в том числе и за координацию, начинает сбоить. В моем случае он стал заваливать мозг сигналами о вращении.

СОЗНАНИЮ СКУЧАТЬ НЕКОГДА

Флоат-камеры (от англ. float - «плавание на поверхности») придумал американский нейрофизиолог Джон Лилли. Его интересовало: как поведет себя мозг, если ему перекрыть все источники информации?

Для исследований Лилли соорудил особую звуконепроницаемую изолируемую камеру с ванной, куда совершенно не проникал свет. Залитый внутрь солевой раствор нагревал до 34 градусов по Цельсию - это наиболее комфортная температура для человеческого тела.

Сам Лилли и был первым испытателем камеры - психонавтом. За три года экспериментов он выяснил: мозг  становится очень активным. «Вытаскивает» из памяти всю ранее накопленную информацию и, как ребенок с кубиками, сооружает из имеющихся сведений самые немыслимые конструкции. При этом  психонавт погружается в некий необыкновенный мир с видениями и всем прочим, что одни называют глюками, а другие - «самопознанием и постижением сущности».

Так, мир получил флоат-камеры «Самадхи» (с санскрита - «целостность», «объединение»). Их начала производить компания, организованная Джоном Лилли. А сам он стал чуть ли не основателем нового течения мистиков. Ушел из Национального института психиатрии, на деньги своих последователей основал частную лабораторию. И продолжил эксперименты.

В своих книгах Лилли уверял, что его сознание путешествовало по иным мирам, общалось с его ангелом-хранителем, с какими-то призрачными сущностями. Он даже разговаривал с ними…

КАК ПОПАСТЬ В КОСМОС

Наиль Гареев, «психолог и транзактный аналитик» (транзактный анализ - одна из областей психологии, предлагающая определенную модель описания и анализа поведения человека. - А. М.), владеет двумя камерами в Москве.

Пока я собираюсь с духом, чтобы «стартовать в неведомое», Наиль объясняет суть:

- Человек, особенно житель мегаполиса, испытывает постоянный стресс - как телесный, так и ментальный. Мозг анализирует неимоверное количество информации. В камере же все блоки, отвечающие за ее обработку, отдыхают. Появляется возможность поразмыслить над своими проблемами, решить которые в круговерти привычной жизни не получается. Очень часто в такие моменты случаются вспышки озарения.

- А можно, - продолжает Наиль, - отпустить сознание в «свободное плавание». Многие посетители рассказывали, что им казалось, будто они попали в открытый космос. Другие переставали чувствовать некоторые части тела: к примеру, ощущаешь предплечье и кисть, а между ними ничего нет. Сначала любопытно, но, как только появляется страх, чувство пропажи исчезает.

Ни одного трагического случая у нас в центре не было. Не знаю о подобных случаях и в других странах.

ХОДИМ МЫ ПО КРАЮ…


Вот так в невесомости, воспарив над суетой, ожидают глюков. И рассчитывают побывать в иных мирах. Пусть не лично, а хотя бы отправив туда свое сознание. Или душу?..

У Наиля Гареева два психологических образования: Институт психологии Российского государственного гуманитарного университета и Институт системного консультирования Вадима Петровского. Расширять свой бизнес дальше не планирует, хотя дела вроде бы идут хорошо (час погружения стоит $60). Говорит, что хочет сосредоточиться на научной работе.

- В этой области психологии очень много белых пятен. Например, возможность ускоренного обучения. В камере сознание человека напоминает птенца с разинутым клювом: дайте мне хоть что-нибудь. Оно привыкло поглощать информацию и не может обходиться без этого. Если в таких условиях вбрасывать какие-то продуманные порции знаний, то сознание весь свой резерв отдает на его усвоение. А вбрасывать, к примеру, можно аудиоуроки английского.

- Ищете добровольцев для испытаний?

- Ищу специалистов, с кем можно было бы поработать над этой темой.

- Мне всегда казалось, что эксперименты с сознанием надо проводить очень осторожно. Есть ли у вас ограничения для посетителей по здоровью или по возрасту?

- Мы не рекомендуем посещать наш центр эпилептикам, людям с инфекционными заболеваниями, находящимися под воздействием наркотиков. По возрасту «сверху» ограничений нет - приходят и 70-летние. А подросткам я бы рекомендовал приходить к нам с 14 - 15 лет. Но это все индивидуально.

- Все-таки, мне кажется, вы ходите по краю... Кстати, известно: отец-основатель этого течения Джон Лилли, чтобы усилить ощущения, пользовался во флоат-камере ЛСД…

- Хочется не переступать через край, а расширять границы познанного…

НЕ ЗНАЮ, ГДЕ ВЕРХ, ГДЕ НИЗ

Я в камере.  Странное ощущение: чувство, что лежишь в воде, пропадает - будто висишь. Но на чем? Не знаю, где верх, где низ… Какой отпуск… Пытаюсь пальцем дотронуться до кончика носа: попадаю куда-то в район уха. Из-за взмаха руки тело стало дрейфовать, и скоро я ткнулся в борт ванны - все странные ощущения пропали, просто темная комната.

Опять ввожу себя в дремотное состояние. Тепло, будто укрыт ватным одеялом. Отмечаю, что мне хорошо думать про одеяло, других мыслей нет. Нет и желания проводить какие-то эксперименты еще, двигаться...

У меня хорошие внутренние биологические часы - встаю всегда без будильника в нужное время. Но в камере настройка совершенно сбилась. Когда прозвучал сигнал об окончании сеанса, я считал, что не прошло еще и получаса, но мои 60 минут «погружения в неведомое» уже истекли. Вылезать совершенно не хотелось…

Когда я пересказал свои приключения, Наиль Гареев заметил, что обычно люди осваиваются во флоат-камере лишь на втором-третьем сеансе. Первый раз слишком волнуются, ожидая новых ощущений.

Приду ли я еще сюда? Наверное, да…

КСТАТИ

Во флоат-камере лежали:

ЦИТАТА В ТЕМУ

«Я увидел свой затылок со стороны»

Нобелевский лауреат по физике, один из создателей первой атомной бомбы, Ричард Фейнман, был знаком с Джоном Лилли и даже участвовал в экспериментах с флоат-камерой. Вот цитата из его книги: «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман».

…Когда я пришел туда в третий раз, у них был гость, который назвался именем Баба Рам Дас.  Он рассказал, как его гуру в Индии объяснил ему, как пережить «опыт вне тела»: сконцентрируйся на своем дыхании, на том, как воздух входит в твой нос и выходит из него, по мере того как ты дышишь. Я подумал, что испробовал бы все что угодно, чтобы получить галлюцинацию, и отправился в емкость. На каком-то этапе игры я внезапно осознал, это сложно объяснить, что я сдвинулся на дюйм в сторону.…

…Все было, как в нормальной жизни, только мое эго сидело вне меня… С того времени я видел галлюцинации почти каждый раз и научился все дальше и дальше уходить от своего тела…

…Однажды, например, мне удалось «увидеть» свой затылок, на котором лежали мои руки... между большим пальцем и остальными я увидел голубое небо...