Городские лифты «поумнеют»

Кабины хотят оснастить современными системами диспетчеризации.

Застрять в лифте - удовольствие не из приятных. Однако уже в обозримом будущем шансы харьковчан проторчать полдня в закрытой кабине существенно снизятся. Городские лифты потихоньку оснащают новыми системами диспетчеризации, основанными на беспроводной связи.

- Данная система, в частности, передает диспетчеру сведения о неисправностях в лифте. Кроме того, сигнал раздается при открывании двери машинного помещения - если туда пытаются проникнуть посторонние, - рассказывает  инженер КСП «Харьковгорлифт» Михаил Адаменко. - Система также позволяет вывести на монитор информацию о электропитании, объясняя диспетчеру «поведение» той или иной машины. Это важно, поскольку речь идет об электронных лифтах нового образца, на которые очень сильно влияют перепады напряжения в сети... Также диспетчер видит на экране присутствие пассажиров, а в случае застревания может быстро отреагировать и передать заявку машине аварийной службы, что ускоряет процесс освобождения человека из кабины.

Специалисты уверяют: возможности «суперсистемы» практически безграничны. Помимо мониторинга работы лифта, она может, к примеру, снимать показания приборов учета в любой точке здания. Если же в доме отключили электроэнергию, система способна обеспечить самоподдержку электропитания в течение 72 часов, и застрявший пассажир без проблем сможет выйти из кабины... При этом на оборудование не влияют ни грозы, ни снег -  оно надежно защищено от капризов стихии.

Специалисты поясняют: по сути, компьютерная система практически берет на себя часть обязанностей диспетчеров, позволяя сводить на одно рабочее место информацию о работе 400 - 500 кабин. Со старым оборудованием о таком можно было только мечтать, признаются лифтовики.

К сожалению, обеспечить суперсистемой каждую кабину пока нереально. На сегодняшний день она установлена примерно в 300 лифтах домов местных советов - из шести с лишним тысяч...

- Сегодня такие системы диспетчеризации есть, к примеру, в Коминтерновском районе - в районе аэропорта, который никогда не был подключен к системе связи, - а также в Дзержинском, - рассказывает Михаил Адаменко. - Больше всего в этом отношении еще с советских времен страдает центр Харькова. В связи с большим разбросом домов, их удаленностью друг от друга, там невозможно было установить проводную систему.

Если удастся найти деньги (на каждый лифт требуется порядка 10 тыс. грн), специалисты хотят в первую очередь взяться именно за центральную часть города. Сегодня порядка 500 кабин там находятся на ручном управлении - за ними посменно наблюдают электромеханики. А это с финансовой точки зрения довольно-таки накладно. Новая же система диспетчеризации в этом плане намного выгоднее, да и удобнее - по словам лифтовиков, если что-то происходит, диспетчер узнает об этом даже раньше, чем жители дома.