И, как оказалось, не зря. Ведь в городе полным-полно мест, способных в любой момент отравить наше существование. Мы решили проехать по наиболее «стремным» точкам мегаполиса.
Радиоактивная лаборатория
Институт ядерных исследований НАН Украины.
Угроза - радиация.
Адрес: просп. Науки, 47.
Мало кто поверит, что прямо в черте города не один десяток лет функционирует настоящий атомный реактор! Он, как ему и полагается, вырабатывает электроэнергию, производя взамен опасные отходы. Правда, радиоактивный мусор сразу отправляют в соседнюю Россию на переработку. Используют же турбину исключительно… в научных целях. Несмотря на то что ее мощность всего 10 МВт, она от этого не становится менее безопасной. Ведь внутри мини-электростанции происходят точно такие же мощные процессы, как, например, в реакторе ЧАЭС. Остается надеяться, что десятки ученых, которые ежедневно следят за любимым детищем, окажутся внимательнее своих чернобыльских коллег. Ведь, помимо потенциальной угрозы людям, существует еще один повод для тревоги: территория института находится в оползневой зоне. А рядом с храмом науки уже появилось несколько высоток.
Ртутные реки
Завод «Радикал».
Угроза - ртуть.
|
Адрес: в 700 м от станции метро «Лесная».
Это огромное предприятие с 1951 года выпускало для оборонной промышленности и энергетики СССР хлор, бертолетовую соль, каучук, серную и соляную кислоту. Оно обанкротилось еще в середине 90-х. После остановки завода потребовались миллионы долларов, чтобы утилизировать ядовитые вещества, в том числе ртуть. К сожалению, необходимую сумму так и не нашли, и в результате смертоносный металл «завис» на территории полуразрушенного предприятия. Только если раньше загрязненные цеха были надежно отделены от окружающей среды, то в настоящее время охотники за металлом практически разломали все укрытия. В столичный воздух ежедневно испаряются сотни килограммов ртути! Чем они грозят киевлянам? Хотя чиновники и твердят, что все в порядке и уровень летучей отравы вблизи станции метро «Лесная» в норме, у экологов иное мнение. По их словам, яд с каждым годом глубже и глубже проникает в почву. Если власти и дальше продолжат пассивно реагировать на происходящее, он способен попасть в Днепр, убив в реке все живое.
Ртуть - летучий токсичный металл, чьи испарения крайне опасны. Попадая в легкие, вещество оседает в дыхательных путях, грозя вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
Бомба замедленного действия
ГП «Запад».
Угроза - бериллий.
Адрес: просп. Академика Вернадского, 38.
К сожалению, имеется свой «Чернобыль» и в Святошинском районе. В глубине его промышленной зоны расположено, на первый взгляд, ничем не примечательное предприятие, за забором которого скрывается настоящая бомба замедленного действия - бериллий.
|
ГП «Запад» начало работать еще в 70-х годах прошлого века. Тогда оно штамповало оптические приборы для подводных лодок, ядерной и рентгенотехники. Для создания хитроумных аппаратов применяли химические соединения бериллия. В начале 90-х завод, как и многие другие, прикрыли, а вот на вывоз опасных отходов денег традиционно не хватило. Поскольку утилизировать бериллий нереально, пришлось определить его в специальные контейнеры и зарыть прямо на территории «Запада».
В последнее время чиновники безуспешно ломают голову, что делать с могильником, который находится фактически в городе. А Государственное управление охраны природы Киева предупреждает: в почве, где спрятаны контейнеры, зафиксировано семикратное превышение допустимых норм бериллия, и это означает, что емкости больше не герметичны. Возникает логичный вопрос: так ли много времени осталось у руководителей столицы и страны, чтобы успеть найти выход из тревожной ситуации?..
Бериллий - ядовитое вещество, обладающее аллергическим действием. Раздражает кожу и слизистую оболочку. При попадании в легкие вызывает хроническое заболевание бериллиоз (легочная недостаточность). Те, кто контактировал с бериллием, рискуют получить неприятности даже спустя 10-15 лет.
|
Земля с изотопами
Спецкомбинат «Радон».
Угроза - радиация, тритий.
Адрес: поселок Пирогов.
Кончу-Заспу и Феофанию принято считать эталоном чистоты и уюта. Недаром в этих поселках как грибы растут элитные коттеджи. Но, выясняется, и там есть свой «сюрприз» из прошлого. Спецкомбинат «Радон», который в народе прозвали «кладбищем атомных отходов», возвышается как раз недалеко от «крутого» пригорода.
Вот уже несколько десятков лет предприятие портит нервы столице. Шутка ли, полвека на него свозили радиоактивные отходы со всей Украины! В данный момент хранилище пребывает в аварийном состоянии. Железобетонные перекрытия дали трещины, а металлические контейнеры, погребенные на десятиметровой глубине, съедает коррозия. В 1995 году на «Радоне» произошло ЧП. Тогда в придавленные плитами траншеи укрытия каким-то образом попала дождевая вода. После анализа грунтовых вод ученые из Института геохимии обнаружили там тритий - радиоактивный изотоп водорода. Кроме того, в резервуарах хранится 450 кубометров ядерных отходов. Что может случиться, если срочно не найти необходимую сумму на реконструкцию могильника, представить несложно. Чиновники неоднократно поднимали вопрос о перезахоронении опасного мусора на территории Чернобыльской АЭС, но из-за недостатка финансирования воз и ныне там.
Тритий используется в термоядерном оружии. Угодив в почву, проникает в растения, а потом оказывается в человеческом организме. Вызывает рак и болезни крови.
Между прочим, в хранилища «Радона» тритий привезли из того самого Института ядерных исследований, что на проспекте Науки, 47, в котором прежде работала тритиевая лаборатория.
|
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Владимир БОРЕЙКО, директор Киевского эколого-культурного центра:
- Количество опасных объектов в Киеве прямо пропорционально количеству дураков во власти. В ЦК партии товарищи, которые принимали решения о строительстве подобных объектов, как правило, были из сел. Без соответствующего образования. Они привыкли свои планы не обсуждать, а утверждать. Никаких дискуссий по поводу строительства не было. Сейчас говорят, мол, вот Москва нас заставила. Это все болтовня. В приоритете была не безопасность людей, а экономическая выгода. Зачем строить, скажем, «Радон» или «Радикал» где-то далеко от города? Ведь потом туда нужно возить рабочих. Пусть лучше ходят пешком.