Чиновники признают недочеты вступительной кампании-2009: абитуриенты подают документы в огромное количество вузов, льготники претендуют на бюджетные места и т.д. Но в следующем году едва ли что-то изменится. Возможно, для льготников введут квоты, но ограничивать свободу выбора двумя-тремя вузами в Минобразования не рискуют. Так что сегодняшним старшеклассникам следует учитывать опыт выпускников этого года.
Тестирование
- Баллы ставят благодаря знаниям, а не деньгам и связям;
- подделать результаты невозможно;
- при проверке задействован компьютер и нейтральный преподаватель, поэтому проверка работ объективна;
- абитуриенты из глубинки имеют равные возможности с выпускниками из больших городов (нет необходимости ехать сдавать вступительные экзамены).
- Школьники подтягивают знания только по двум-трем предметам, все остальные пускают на самотек;
- неправильно приклеенный штрих-код или неверно запечатанный пакет с результатами тестов делает их недействительными;
- на некоторые вопросы в тестах трудно дать однозначный ответ.
Конкурс сертификатов
- Приемная комиссия учитывает количество баллов, взятку дать практически невозможно;
- предварительные результаты можно отслеживать онлайн благодаря системе «Конкурс»:
- Большое количество льготников, липовых справок об инвалидности, мнимых участников олимпиад и т.д.
Возможность подать сертификаты во все вузы
- Демократичный подход, при котором доступ к образованию для всех абитуриентов не ограничен.
- Приемные комиссии захлебываются от шквала документов;
- чем в большее число вузов подан сертификат, тем труднее самому абитуриенту потом отследить результаты конкурса.
А КАК У НИХ?
В США за таланты готовы платить
Баллы в тестах - и единственный критерий при поступлении в вуз для украинского абитуриента, и одна из главных претензий украинских экспертов к тестированию и вступительной кампании. Получается, что дополнительные заслуги выпускника просто не учитываются. Школьные аттестаты не нужны, а абитуриенты похожи на марафонцев, которые гонятся только за «нужными» знаниями. В других странах такой однозначности нет.
Например, в США поступление - процесс долгий и сложный. Приемные комиссии учитывают все: школьные отметки, результаты стандартных экзаменов, резюме, длинную анкету с описанием увлечений, эссе на заданную тему, рекомендательное письмо преподавателя и личное интервью с поступающим.
За талантливыми школьниками, которые «засветились» на олимпиадах, серьезных конкурсах и т.д., вузы ведут настоящую охоту. Для них выделяются гранты, за счет которых они и получают высшее образование.