Cын Соловьяненко не поет даже в семейном кругу

«Комсомолка» встретилась с младшим сыном прославленного украинского тенора, носящим не только фамилию, но и имя своего выдающегося отца.

В нынешнем году родные и близкие всемирно известного украинского тенора Анатолия Соловьяненко уже 10 лет как осиротели. 29 июля 1999 года Анатолий Борисович покинул сей мир, став Героем Украины посмертно. Его имя не забыто ни в нашей стране, ни за рубежом и с каждым годом становится все популярнее среди почитателей классической музыки. В тесной связке с музыкальным театральным искусством и его младший сын Анатолий, с которым мы встретились в его рабочем кабинете в стенах Национальной оперы Украины.

ПОТОМСТВЕННЫЕ ШАХТЕРЫ ПРИШЛИ НА ОПЕРНУЮ СЦЕНУ

- Анатолий Анатольевич! Очень приятно называть вас по отчеству. Сразу кажется, что в вашем лице на нас глядит ваш отец. Вы на него чрезвычайно похожи. Даже голос такой же зычный. Как вы попали в оперу?

- Конечно, в этом сыграла свою роль семья. С раннего детства ходил на репетиции и спевки в театр. По этому поводу шучу, что у меня 25 лет стажа в опере из моих 29. Если бы не поворот в жизни моего отца, я, возможно, и не приобщился бы к миру искусства. Как известно, Анатолий Борисович по образованию инженер горных машин, наш род - шахтерский, из Донецка. Еще в детстве отец мечтал о певческой карьере, поэтому, поступив в технический вуз, параллельно брал частные уроки вокала у прекрасного педагога Александра Коробейченко. После долгих занятий вокалом в 1962 году попал на всесоюзный смотр художественной самодеятельности. Молодой горный инженер за несколько минут эфира на одноканальном телевидении стал любимцем страны. Он уверенно и профессионально исполнил сложнейшие произведения мирового оперного репертуара - романс Радамеса из «Аиды» Верди и ариозо Канио из оперы Леонкавалло «Паяцы», покорив профессиональной исполнительской манерой и бесподобной легкостью в верхнем регистре. Приглашение певца из самодеятельности в один из лучших оперных театров страны - в 1962 году Анатолий Соловьяненко принят стажером в Государственный академический театр оперы и балета им. Шевченко - не заставило себя долго ждать.

Когда мне исполнилось лет пять, оперный заменял мне детсад. В здании на Владимирской, 50, тогда проводили ремонт, и на время театр переехал в стены Октябрьского дворца. Мы жили почти через дорогу, на Институтской (сейчас перед нашим домом стоит памятник отцу). Отец брал меня с собой на работу. Это, естественно, повлияло на мои мечты о профессии. Когда близилось время окончания школы, я также мечтал о театральной карьере. Но о пении и речи быть не могло, потому что у меня как раз начался период ломки голоса, заниматься вокалом было невозможно…

- То есть вы даже не пробовали петь?

- Позже я несколько лет профессионально занимался вокалом с прекрасным педагогом Виктором Куриным и, наверное, мог бы иметь успех в этом деле, но потеря отца и последовавшие за этим другие обстоятельства заставили меня изменить мою жизнь....

- А просто для себя поете, в кругу друзей, как говорится, «после пятой рюмки»?

- Нет. Теперь не пою. Так, как это было, когда я занимался, уже не получится, а плохо - не хочу. Это как в спорте - нужно все время тренироваться и быть в форме или не выходить на стадион вообще.

«ФАМИЛИЯ ОТЦА МНЕ НЕ ТОЛЬКО НЕ ПОМОГАЛА, НО ДАЖЕ МЕШАЛА»


Соловьяненко-младший часто слушает диски отца.

- Как же вы пришли к оперной режиссуре?

- Огромную роль в этом сыграла прекрасный режиссер Ирина Молостова, деятельности которой позже я посвятил свою кандидатскую диссертацию. Общение с ней открыло мне глаза на многогранность театрального мира, и когда пришла пора поступать в вуз, я попросился на ее курс. Но именно в том году она не набирала студентов. Ирина Александровна порекомендовала мне сначала получить какое-то солидное базовое образование, а потом «вернуться в театр другим человеком». Через несколько лет ее не стало... Я послушался и окончил юридический факультет КНУ им. Шевченко. Благодаря университету у меня действительно сформировалось мировоззрение, установились жизненные принципы. Потом учился на театрального режиссера в классе Валерия Пацунова. Будучи заслуженным деятелем искусств Украины и защитив кандидатскую диссертацию, поступил на отделение музыкальной режиссуры в Национальную музыкальную академию (консерваторию). Так в конечном счете получил три диплома о высшем образовании, все с отличием - красные. 

- Фамилия Соловьяненко помогала или мешала вам в жизни?

- Мне много раз задавали этот вопрос. И всегда очень сложно на него отвечать. С одной стороны, казалось бы, сын Соловьяненко - везде открыты двери. Но это далеко не так. Не везде фамилия отца работала как палочка-выручалочка. К примеру, когда я в 19 лет поступал в консерваторию на вокал, его коллеги, которых он считал друзьями и радушно принимал в нашем доме, меня «завалили». Это стало для отца последним ударом, через несколько недель он ушел из жизни. Он имел не только миллионы поклонников, но и десятки завистников…

«Я ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ БЫВАТЬ С ОТЦОМ НА ГАСТРОЛЯХ»

- Что запомнилось вам в отце?

- Я и мой старший брат Андрей хорошо понимали его взгляд. К нам никогда не применялись физические наказания, он мог взглянуть так проникновенно и строго, что все становилось понятно. У нас была очень чуткая и тонкая душевная связь. Отец был необычайно чист душой, искренен в отношениях. Он был настоящим Человеком.

- У вас не возникало желания жить за рубежом?

- Нет. Никогда. Хотя много раз представлялась такая возможность. Я всей душой привязан к Киеву. Только здесь себя чувствую комфортно. Когда я где-то за пределами Украины, мне уже через пять-шесть дней чего-то не хватает.

- Вы ездили с отцом за границу, как его принимала публика?

- Его выступления всегда проходили при переполненных залах и с огромным успехом. Зрительская аудитория не делится на отечественную и зарубежную. В том же Нью-Йорке на концерте могли собраться выходцы из Советского Союза, а в Киеве - наоборот: зрительские ряды занимали иностранцы. Мне лично особенно запомнились наши поездки в Рим, посещения Ватикана… Отца очень любили и ценили в Италии.

НАША СПРАВКА

Анатолий Соловьяненко родился 25 сентября 1932 года в Донецке в потомственной шахтерской семье. В 1954 году окончил Донецкий политехнический институт, а в 1978-м, уже будучи народным артистом СССР, - Киевскую консерваторию. За 30 лет работы солистом Государственного академического театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (1963-1993) Анатолий Соловьяненко спел 18 партий. Он записал 18 грампластинок (арии, романсы, песни). Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии (1980), народный артист Украины, лауреат Государственной премии имени Т. Г. Шевченко (1997), командор Итальянской Республики, кавалер орденов и медалей, Герой Украины (посмертно).