Мать погибшего командира Ми-26 Сергея Полященко: «Я говорила сыну - не летай в этот Афганистан!»

Стали известны подробности гибели молдавского вертолета с шестью украинцами на борту.

- Сережа только переучился летать на этом вертолете - Ми-26, - рыдает мама погибшего командира Сергея Полященко из Симферополя Валентина Петровна. - До этого летал не на таких громоздких - Ми-4, Ми-8. Говорил мне: «Мама, а я теперь могу таким огромным вертолетом управлять!» Я ему в ответ: «Зачем? Не летай в этот Афганистан!» Сынок пробыл там полтора месяца и планировал вернуться осенью…

Сергей Полященко - командир Ми-26, который во вторник утром сбили в Афганистане в районе Сангина на севере страны. Вертолет вез продукты и воду местным жителям-афганцам в рамках гуманитарной миссии НАТО. Вместе с командиром погибли еще 5 членов команды. Все украинцы.

«ТАКИХ ПИЛОТОВ НЕ НАНИМАЮТ, А ПРИГЛАШАЮТ»

Трагедия произошла в 7.25 утра по местному времени. Вертолет вылетел с натовской базы Кэмп-Бастион в сопровождении другого вертолета Ми-8. Пролетев 68 км, вертолет-сопроводитель осмотрел площадку города Сангин, куда везли продовольствие, и дал сигнал Ми-26 для посадки. Огромная машина начала выполнять необходимые маневры, а когда опустилась на высоту 50 м, вдруг неожиданно вспыхнула. Позже свидетели трагедии расскажут, что сначала увидели вспышку в хвостовой балке вертолета, которая потом оторвалась. Ми-26 в это время несколько раз перевернулся в воздухе, упал и взорвался.

- Мы уже выяснили: вертолет обстреляли из гранатомета, - рассказывает директор молдавской авиакомпании Pecotox-Air, которой принадлежал Ми-26, Леонид Токаренко. - Кто это был, я сказать не могу. Но в том районе ведутся боевые действия. Потому это вполне могли быть боевики. (Сейчас в районе Сангина, а точнее в южной провинции Гильменд, проходит широкомасштабная операция американских морских пехотинцев против талибов - крупнейшая после свержения власти «Талибана» в 2001 г. - Прим. ред.)

Когда все затихло, российский вертолет Ми-8, который сопровождал Ми-26, сел, чтобы эвакуировать людей. Но забрать сразу удалось только четыре тела. Ведь обстрел мог повториться…

Тела отвезли в военный госпиталь. А через несколько часов вертолет вернулся за пятым погибшим. Тело шестого украинца на момент сдачи номера еще не нашли. 

- Сидим как на иголках, - продолжает Леонид Токаренко. - Это были специалисты высокого класса. Летчиков, которые могут управлять Ми-26, можно пересчитать по пальцам. Их на работу не нанимают, а приглашают. Эти летчики приехали в Афганистан в мае-июне. Экипаж менялся. А сейчас мне даже трудно говорить о состоянии тел. Бак вертолета заправили керосином полностью, чтобы хватило на обратную дорогу. Сами понимаете, что произошло с людьми…

КСТАТИ

Вертолет Ми-26, в котором погибли украинцы, сравнительно новый. Его выпустили в 2000 году. А в Афганистане с 10 февраля 2009 года. Но в горячей точке налетал немного - всего 14 часов. Погрузить на такой вертолет можно до 20 тонн продовольствия. Из-за больших размеров Ми-26 используют только для перевозки грузов.

К слову, именно этот вертолет 13 июля проверяли инспекторы Госавиации Молдовы - никаких технических неполадок в нем не обнаружили. Говорят, в Украине таких машин почти не осталось.

РАБОТАЛ В ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ

В Афганистане с 2007 года в составе миротворческих сил НАТО работают 10 украинцев (в основном - врачи). Однако Минобороны заявило, что летчики не имеют отношения к миротворческому контингенту. Все погибшие - гражданские лица. Хотя некоторые из них в свое время служили в украинской армии. А летать продолжали для того, чтобы зарабатывать на жизнь себе и семьям.

- Сын ушел на пенсию, но все равно продолжал летать, - говорит отец погибшего командира Сергея Полященко - Евгений Иванович. - Орденов и медалей у него не было, но он работал во многих горячих точках - Косово, Македонии, Сьерра-Леоне, Западной Сахаре, Конго, тушил пожары в Турции. Налетал 9600 часов.

- Мы постоянно поддерживали связь, - добавляет мама Сергея. - Я просила его вернуться, ведь там обстановка плохая. Но он ответил мне, чтобы я не волновалась, и сказал, что там все тихо и спокойно, база охраняется, огорожена колючей проволокой, летчики живут в домиках. А еще сказал, что уже четыре дня не летает…

К слову, вся семья Сергея прочно связана с небом. Мама была медработником на аэродроме, младший брат Дмитрий тоже окончил Кременчугское училище и только недавно вернулся из Судана.

- Даже не могу говорить о Сергее в прошедшем времени, - говорит директор крымского авиапредприятия, которое базируется на аэродроме Заводское в Симферополе. - Он делал филигранную работу. Летал на буровые, занимался монтажом…

У Сергея Полященко остались две дочери. Одна студентка, а второй девочке всего три годика и четыре месяца.

ТЕЛА ДОСТАВЯТ НА ВЫХОДНЫЕ

Вчера авиакомпания вместе с консулом Украины в Кабуле Юрием Иваницким решала вопрос о доставке погибших на родину.

- Это очень трудоемкий процесс ввиду многих бюрократических процедур и неспокойной обстановки в Афганистане, - говорит директор авиакомпании Леонид Токаренко. - Но мы надеемся, что, как только будет найдено тело шестого вертолетчика и проведена идентификация, в субботу ребят привезут в Киев.

К слову, в Афганистане уже начали расследование инцидента. Поскольку вертолет был зарегистрирован в Молдове и летал с бортовым знаком этой страны, то искать виновных в случившемся будет Гражданская авиация Молдовы и авиационные власти Афганистана. Только после объявления результатов крушения вертолета страховая компания сможет выплатить компенсацию семьям погибших. Но суммы, в которые оценили жизни ребят, были, увы, не такими уж и большими. Экипаж застраховали по молдавскому законодательству на минимальную сумму в 10 тысяч долларов.

СПИСОК ЭКИПАЖА

39-летний штурман Сергей Приходько из Симферополя, как и остальные члены экипажа, в свое время служил в украинской армии.

Полященко Сергей Евгеньевич, командир, 48 лет.
Приходько Сергей Викторович, штурман, 39 лет.
Рущак Юрий Юрьевич, 48 лет.
Храмов Олег Владимирович, 38 лет.
Наконечный Михаил Иванович, 45 лет.
Ковалив Владимир Иосифович, 43 года.

ПРОЧИТАНО НА АВИАЦИОННЫХ ФОРУМАХ

В Интернете живо обсуждают случившуюся трагедию. Особенно она зацепила бывших военнослужащих и тех, кто так же, как и погибшие ребята, летали в Афганистан.

Люди говорят, что на этой территории каждый третий вертолет обстреливается из крупнокалиберных пулеметов. Но за такую рискованную работу платят не очень много, а иногда зарплату задерживают месяцами.

Вот несколько откликов неравнодушных:

ZoomeR:
Бастион - военная база английского контингента. Ми-26 летал по контракту на англичан. Ми-8 летал в паре пустой, на тот случай, если подобьют и можно будет подсесть и спасти экипаж. Все-таки просочились ракеты в руки талибам:( Раньше только из автоматов/пулеметов обстреливали.

Su-17:
25 лет прошло, а все так же. Мы ниже 1500 м и скорости 900 км/ч там вообще не ходили. А если вертушкам надо высадить десант, то предварительно выкосить все в радиусе 3 км при помощи РБК, потом Ми-24 поутюжат, а тогда уж и высадка. А тут послали Ми-8 пустой. Голуби мира......... Слов нет.......

КСТАТИ

Четверо погибших были соседями

Кроме погибших крымчан - Сергея Полященко и Сергея Приходько - на борту вертолет были жители Львовской области. Это Юрий Рущак (у него двое детей), Олег Храмов (остался один ребенок), Владимир Ковалив (отец троих детей) и Михаил Наконечный (двое детей).

Все они военные пенсионеры. Более того, ребята жили в селе Новый Калынив и были соседями.