13 мая откроется Каннский фестиваль. Прежде чем приступить к своим обязанностям президента жюри, знаменитая французская актриса дала эксклюзивное интервью «КП».
Одна из самых известных европейских актрис, Юппер представляет собой счастливое исключение из правил. Для представительниц этой профессии она непривычно умна. В ней нет навязчивого желания нравиться. Ее внешность бледна, и именно поэтому способна перенести любой грим. Быть может, именно поэтому Юппер - неподражаемая икона стиля. Ее снимали, кажется, все выдающиеся фотографы ХХ века. И почти все выдающиеся европейские режиссеры.
«Иногда я выгляжу вызывающе!»
- Вы были членом каннского жюри в 80-х годах, а сейчас стали президентом жюри. Чего ждете от фестиваля?
- Хороших картин! Многие мои фильмы были впервые показаны именно в Каннах, поэтому у меня много связано с этим фестивалем.
- Что легче - судить или быть судимым?
- Вот поработаю в жюри и скажу.
- Вам предстоят многочисленные проходы по красному ковру. Для вас важно, как вы выглядите?
- Да, в какой-то степени, безусловно. Как и для любой женщины.
- Кто из дизайнеров вам по душе?
- Ив Сен-Лоран, Шанель... Со многими из них я дружу на протяжении многих лет.
- Но вы не наденете ничего вызывающего?
- Почему? Однажды я появилась на каннской лестнице в весьма вызывающем красном платье!
- В конкурсе, который вам предстоит судить, участвует новая работа Тарантино «Бесславные ублюдки». Правда, что вы отказались в ней сниматься?
- Да, Тарантино предложил мне маленькую роль, которую я отклонила.
- Почему отклонили?
- Я же говорю: роль была маленькой!
- Вы могли бы сделать отличную карьеру в Голливуде, но последний раз снялись там пять лет назад.
- Да, я ничего специально не делаю, чтобы сниматься в Голливуде. Принимаю лишь понравившиеся мне предложения.
«Я могу сыграть Лилю Брик»
- Вам не нравится, когда вас называют интеллектуальной актрисой, но именно ею вы и являетесь.
- Я так не думаю. Но и против ничего не имею. Я не знаю, что значит быть интеллектуальной актрисой. Можете мне объяснить?
|
- Прежде всего это умение выбирать роли.
- А, ну тогда я согласна.
- Вот на обеде во французском посольстве во время прошлого Московского фестиваля Иван Дыховичный предложил вам сыграть роль Лили Брик в его будущем фильме.
- Да, у нас был предварительный разговор. Но пока дальше этого дело не пошло. Согласия я не давала.
- Год назад в Москве вам вручили приз имени Станиславского. Но когда-то вы мне сказали, что если бы готовились к своим эксцентричным ролям по его системе, то давно попали бы в дурдом.
- Чаще всего я вообще не готовлюсь. Во Франции мы существуем в другом режиме, чем, допустим, в США, где актеры, как правило, репетируют перед съемками и погружаются в образ. Я ничего против этого не имею. Сама репетировала с Халом Хартли в течение 5 недель на картине «Любитель». Но тому была важная причина: на съемки было отведено очень мало времени. Во Франции мы очень редко так делаем. Рискну даже сказать: никогда. Люди думают, что я сижу с режиссерами и проговариваю все от начала до конца. Чушь! Производство фильма - вещь очень прагматичная. Это поставь сюда, это - сюда. Вот и все. Большинство своих ролей я сыграла во Франции и при этом никогда не репетировала. Будущий образ создается во время примерки костюмов, грима, прически. Но мы никогда не сидим рядком и не репетируем, как в театре. Нет, никогда! Не могу даже представить себя рассиживающейся за столом со сценарием в руке и бесконечно его мусолящей. Один раз читаю - и вперед!
|
- Вы можете нагрубить режиссеру? Заставить его замолчать?
- Нет. Мои режиссеры и так немного болтают.
«Актриса из меня лучше, чем повар»
- Когда вас именуют загадочной актрисой, для вас это комплимент?
- Нет. Просто кто-то считает меня загадкой. Для самой себя я, само собой, ею не являюсь. Так что это лишь отношение ко мне со стороны.
- Вам недостает работы с кем-либо из режиссеров?
- Нет-нет. Я не грущу ни по ком. Хотя по-человечески - да, может быть...
- А как же ваши легендарные застолья с Клодом Шабролем?
- А чего мне о них грустить, если скоро я снова стану сниматься у Клода? Когда я заканчиваю с ним один фильм, я знаю, что за ним обязательно последует другой! Он любит разглагольствовать о том, что мы с ним обедаем после каждого дубля. Все знают, какой он чревоугодник и что главное для него - хорошо поесть, а съемки кино - дело вторичное. Мы снимаем, когда нам удается найти время! На этих обедах мы болтаем о чем угодно, кроме фильма, который снимаем. Поэтому нам так нравится ездить вместе на фестиваль в Сан-Себастьян. Поверьте, там лучшая в мире еда!
- Режиссер «Пианистки» Михаэль Ханеке, наверное, не такой чревоугодник?
- Кто вам сказал? Он - абсолютная противоположность своему строгому облику. Он тоже любит и выпить, и закусить. Он же венец! А венцы умеют получать удовольствие от жизни! Иначе мы бы не смогли быть друзьями. (Новый фильм Ханеке «Белая лента» тоже участвует в каннском конкурсе. - С. Т.)
- Вы много снимаетесь у молодых режиссеров. Пора вам самой устраивать им пробы.
- Пока что режиссеры устраивают пробы актерам, но это хорошая идея - изменить порядок вещей.
- Вы снимаетесь в интеллектуальных картинах и одновременно играете в новой комедии со знаменитым Астериксом - Кристианом Клавье.
- Да, в прошлом году я снялась в трех фильмах и сыграла одну роль на сцене. Для меня это как приготовление еды. Если варишь яйцо, это не значит, что нельзя в то же время готовить что-то еще. Я могу сниматься в одной картине и думать уже о другой.
- Вы любите готовить?
- Нет! Надеюсь, актриса из меня лучше, чем повар.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Изабель ЮППЕР родилась в Париже 15 марта 1955 года. Обучалась в Консерватории Версаля и Консерватории драматического искусства. Дебютировала в кино в 1971 году в 16-летнем возрасте, спустя уже семь лет была удостоена приза за лучшую женскую роль Каннского фестиваля - за фильм «Виолетта Нозьер» Клода Шаброля. Снималась в картинах ведущих европейских режиссеров.
Замужем за режиссером Рональдом Шамма, имеет от него троих детей - Лолиту, Лоренцо и Анджело.
http://play.ukr.net/player.swf?key=key/83e6621a69c11e802abab304ec66e32f
5 лучших фильмов Изабель Юппер
«Дама с камелиями»
«Мадам Бовари»
«Церемония»
«Пианистка»
«8 женщин»