Юрий Луценко: После женского коллектива могу справиться с любым

Экс-глава МВД об истории любви, отношениях с тещей и о дамах-политиках

С Юрием Луценко, лидером «Народной самообороны», «Комсомолка» встретилась накануне 8 Марта. Так что на политике мы решили не зацикливаться, а поговорили о женщинах и их роли в жизни одного из самых популярных украинских деятелей.  Картавлю, как бабушка

- Юрий Витальевич, если бы вам поручили составить рейтинг самых главных женщин в вашей жизни - кого туда бы вписали и в каком порядке?

- Во-первых, конечно, маму. Еще бабушку - мамину маму. Она, кстати, картавила так же, как и я. Никогда не был в пионерских лагерях. Все каникулы - у бабушки Нади. Она меня учила готовить и садовничать. Тюльпаны, георгины, крокусы  - все их сорта до сих пор знаю. Это было классно! Еще одна, несомненно, главная женщина - жена Ирина. Была бы в этом «рейтинге» и первая учительница - Любовь Яковлевна. Жаль, в прошлом году, на 25-летие окончания школы, так и не смог с ней увидеться. А еще наша «англичанка» из Львовского политеха, уникальный педагог.

- Когда впервые влюбились?

- В школе - в соседку по парте.

- Как ухаживали? Носили портфель и дергали за косички?

- За косички не дергал - старался быть добрым ухажером, но и портфель не носил. Интеллектом брал - на уроках помогал. Только на школьных дискотеках она все равно не хотела со мной танцевать - слишком я был неповоротлив. Танцевать меня позже научила жена Ирина.

- Считается, что девчонки предпочитают хулиганов, а не отличников. Вы кем были?

- Ни тем, ни другим. Я был комсоргом класса и школы, и самое главное - сыном первого секретаря горкома. Отец всегда твердил: «Не подведи меня!» Несмотря на энергичный характер, я не мог себе дать воли. Хотя был лидером. За первенство в классе нас двое боролось - я и одноклассник Петя, и за нашей первой любовью ухаживали вместе. Ну а девушка, как водится, выбрала… третьего. Сейчас она учитель в той же школе.

С горы невесту снес на плечах

- Историческое знакомство с будущей женой состоялось в студенческие годы…

- Во Львовском политехе. Причем дважды знакомились. В общежитии Ира поселилась через стенку от меня. Она была на год младше. Нас же, хлопцев, в комнате было трое - самых буйных на курсе. Могли до двух часов ночи песни петь, играть в карты (сам не играю, но люблю наблюдать за игрой), в 5 утра выйти во двор, стучать на барабанах и петь песню «Все могут короли…». Кстати, поскольку Юр было много, у меня была кличка - Луца. А Ирина - единственная дочь в семье, хорошо воспитанная. Первый раз встретились (это она рассказывала потом, я об этом забыл), когда она пришла просить у нас сахару. А откуда у нас сахар? Я отдал ей 5 банок варенья, которое привез из дому. Второе знакомство произошло, когда я отслужил в армии и опять приехал в общежитие заселяться. А в то время страна сходила с ума от фестиваля в Сан-Ремо. Мы с друзьями тоже устроили просмотр, Ира присоединилась. Потом просидели и проговорили в коридоре до семи утра.

- О чем тогда говорили, помните?

- Обо всем! Нам стало интересно вдвоем. Это же самое главное. У нас совпали вкусы - музыкальные, литературные, архитектурные. Позже часами бродили по Львову - разглядывали здания. Ездили всем курсом в Карпаты на 1 мая. К тому времени моя мама уже знала, что у меня есть девушка. Достала для нее страшно дефицитные импортные полотняные мокасины. Ира их надела и пошли на гору. Пели до утра, а утром проснулись - нельзя выйти из палатки: все снег завалил. Одеты и обуты по-летнему! В общем, с горы я ее снес на плечах.

Свататься тоже приезжали к ее родителям всей компанией. Мой тесть (сейчас, когда моих родителей уже нет, он заменил мне отца) говорил, что беспокоился по поводу встречи: думал, что я, сын секретаря горкома, - мажор. И обрадовался, когда оказалось, что нет.

- Говорят, молодые люди ищут невест, похожих на мать. Ваша жена на вашу маму похожа?

- Я больше равнялся на отца. Хотя маму очень любил. Она была ветврачом на рынке - всю жизнь, несмотря на карьеру отца. Была женщина жесткая. Для Ирины моей стала классической украинской свекровью.

Условия для любви с тещей - дистанция 360 км

- А ваши отношения с тещей как сложились?

- Прекрасно! У нас много общего! Правда, было дело, я хотел когда-то написать закон про статус тещи в Украине, где первая графа - «условия для любви с тещей - дистанция 360 км». В каждый свой приезд рассказываю ей самый свежий анекдот про тещу.

- Мама, бабушка, жена… а из женщин-политиков кто-то будет в вашем «дамском рейтинге»? Тимошенко, например…

- Если разобраться, то огромное женское воспитание я получил не в политике, а на заводе «Газотрон» в Ровно. Я был мастером бригады, и у меня в подчинении работали 39 женщин - от 16 до 62 лет. А из мужчин в этом бабьем царстве - я и наладчик Коля. Проблемы в женском коллективе разнообразные, я уж молчу о 8 Марта. Вдвоем мы выставляли стол, а остальное - по традиции: конфеты…

- …мимозы…

- Всегда поздравлял маму этими цветами. А на день рождения дарил ведро ее любимых белых нарциссов.

Не понимаю, когда женщина приносит себя в жертву мужу

- Чему вас научили женщины?

- После женского коллектива на заводе считаю, что могу справиться с любым коллективом. В том числе - милицейским. Мама научила, что обязанность мужчины - всегда защищать женщину. И вообще она обладала сельской мудростью. Когда меня провожали на учебу, отец сказал, мол, не подведи, а мама: «Если будут наливать - пей только самогон, его не подделывают!» (смеется). Жена серьезно повлияла на мои вкусы в одежде, и самое главное - она поддерживает мою политическую позицию.

- А если бы не поддерживала?

- Я себе такого представить не могу. Однажды она даже плакала по поводу политики - когда «Украина без Кучмы» пошла ко дну и согнали большую проправительственную демонстрацию с табличками «Кучма - наш президент». Вот тогда Ира расплакалась: «Ты головой бьешься о стену, а им удобно быть рабами власти».

Еще она у меня водит машину! Я этому так и не научился. Раз записался на курсы - началась «Украина без Кучмы». Потом попробовал - перебила «оранжевая» революция. Сейчас думаю начать учиться - может, опять что-то случится? 

- Жена работает?

- Она делает свою карьеру. Большую часть жизни отдала Антимонопольному комитету, и это мне нравится - я не терплю женщин, которые приносят себя в жертву мужу.

- Дает советы?

- По моей работе в милиции - никогда. Единственное, всегда давала оценку окружающим меня людям - если видела в них неискренность. 

- Вам удалось понять, чего хотят женщины?

- Я не пытаюсь этого понять. Я вообще считаю глупостью искать разницу между внутренним миром мужчин и женщин. Главное - какой человек, а не какого он пола.

Раньше Боря Моисеев выделялся, а теперь таких много

- Вам нравится, что женщины добиваются равенства с мужчинами?

- Если женщина чувствует в себе руководителя - почему бы нет? Мне не нравится, когда мужчины пытаются быть женщинами.

- А это и в политике происходит?

- Разумеется. Если раньше Боря Моисеев, скажем так, выделялся, то теперь таких, как он, много. 

- Готова ли Украина к президенту-женщине?

- Готова. Только жалко.

- Украину или женщину?

- И ту, и другую!

- Мы об одной и той же женщине говорим?

- Да о любой! Если будет женщина, которая создаст команду и предложит Украине выход к лучшему, - отлично. Главное - надо выбирать лидера страны, а не женщину или мужчину.