«Карамазова» обидеть может каждый

Ругать телевидение сейчас стало модно. Если хочешь зарекомендовать себя в незнакомой интеллигентной компании, принимайся ругать «ящик» и утверждать, что не смотришь его уже несколько лет.

- Ну ты же им всыпешь перцу?! Нет, ну во что они превратили «Братьев Карамазовых»! Из самого Достоевского сделали обычное телемыло… 

Примерно с такими репликами подходили ко мне коллеги, узнав, что я собираюсь писать о сериале «Братья Карамазовы». И очень удивлялись, что «всыпать» я и не собираюсь.

Действительно, ругать телевидение сейчас стало модно. Если хочешь зарекомендовать себя в незнакомой интеллигентной компании, принимайся ругать «ящик» и утверждать, что не смотришь его уже несколько лет. Беспроигрышный способ - прослывешь прогрессивным человеком.

Большинство из тех, кто с презрением говорит о ТВ, по утрам и вечерам включает телик. Хотя бы для фона. Только говорить об этом вслух считает неприличным. Я не стесняюсь признаться - телевизор смотрю. И хорошо знакома с проблемой «двадцать каналов, а посмотреть нечего». Не секрет, что большинство сериалов, которыми пичкают нас каналы, не выдерживают никакой критики. Сценарии для них будто пятиклассник пишет - ни знания жизни, ни логики в мотивировке действий героев… Снимают в одном павильоне - так дешевле. Герой все 200 серий может в одной рубашке проходить - на костюмах тоже сэкономили. Переключишь на другой канал - там такое же. И на следующем, и на четвертом, и на двадцатом.

Приходится смотреть. И плеваться.

«Братья Карамазовы» выбиваются из этого общего ряда. Сюжет вообще, вон, классиком выписан. Не придерешься. Ни на декорации, ни на натурные съемки не поскупились. Даже в разное время года снимали - и летняя картинка есть, и зимняя, среди сугробов. А это удорожает производство, между прочим. Костюмы не по складам «Мосфильма» собирали - лишь бы примерно походило на старину, а шили специально в соответствии с эпохой. В общем, фильм делали на совесть, не тяп-ляп.

Да, об игре актеров можно спорить. Я, признаться, сама оторопела в первой серии, когда увидела Сергея Горобченко с совершенно деревянным лицом в роли Мити. Но потом как-то выправилось. То ли актер разыгрался, то ли я к нему привыкла, перестала сравнивать с пырьевским Митей и стала следить за игрой Мити - Горобченко… Конечно, Грушенька в сериале Юрия Мороза совсем не такая, как у Пырьева. Не очень понимаешь, почему по ней мужчины просто с ума сходят. Царапает, когда видишь отца Карамазова - Колтакова, пьющим чай и одновременно верещащим, что он боится Дмитрия. Царапает, но заставляет думать. А действительно ли Карамазов боится сына? Или его визг - еще одно фиглярство, клоунство, которыми он так славится?

Фильм вообще заставляет думать. И за это большое спасибо его создателям. Да, спасибо. За то, что пошли на риск. Взялись за сложную тему. Зная, что критика просто под лупой выявит все огрехи (еще бы, «на святое покусились! Ату их!»), а высоких рейтингов Достоевским ни в жизнь не заработаешь - в любом случае «стрелялки» и легкие «мыльные оперы» соберут большую аудиторию…

Да в конце концов, неужели лучше было бы, если бы вместо «Карамазовых» нам показали еще одни бесконечные и невнятные страдания очередной «просто Марии» или «бедной Маши»? А ошибки в фильме - так у кого их не бывает...