Как отличить настоящие благотворительные организации от мошенников?

На вопросы читателей «КП» ответили директор фонда "Дар Надежды" Евгений РЫБАКОВ и волонтер Екатерина САПОЖКОВА.

Можно ли проверить фонд и родителей?

Наталья Андреевна: - Скажите, сколько благотворительных организаций есть в Украине, и кто их контролирует?

Евгений: Общее количество я как-то не считал, но знаю – их много. Благотворительные организации действуют в соответствии с законодательством Украины и их контролируют налоговая инспекция, а в случае, если это всеукраинские или международные фонды, еще и Министерство юстиции и Национальный банк Украины.

Егор: - Случались ли случаи растраты родителями денег, перечисленных на лечение их же детей?

Евгений: Болезненный вопрос. Крайне редко, но, к сожалению, такие случаи бывают. Тогда мы перестаем работать с родителями,  проверяем информацию, и начинаем работать напрямую с врачами. Мы не переставали помогать этому ребенку, а просто передавали деньги сразу врачам. Для родителей это выглядело так, как будто в отделении есть это лекарство. Ребенок не виноват, что у него неадекватные родители.

Екатерина: Не все родители ангелы. Но гораздо чаще встречаются родители, которые после гибели ребенка, отдают все собранные деньги на спасение других детей.

Ваня: - Задам главный вопрос: куда поступают деньги, которые люди перечисляют на помощь ребенку?

Евгений: Если они поступают на счет родителей ребенка, то обычно они уходят на медикаменты, необходимые для лечения этого ребенка. Когда деньги приходят на трансплантацию костного мозга, мы сразу перечисляем эти деньги на счет клинки. Если деньги поступают на счет фонда, то они могут использоваться и на приобретение расходных материалов. Есть нужды, которые люди не видят. К примеру, в лабораториях нужны реактивы для анализов. Но как бы там ни было, мы сразу вывешиваем  отчет на нашем сайте.

Alex: - В последнее время в Интернете очень много призывов о помощи. Половина из них не внушает доверия.


Я хочу помочь, но вот не знаю, как отличить мошенников от действительно нуждающихся.

Евгений: Тут все просто. В любой просьбе о помощи должны быть следующие данные: контактные телефоны организации, сайт, телефоны родителей, должна быть информация, в какой больнице лечиться пациент.

Екатерина: Как-то я сама чуть не стала жертвой, когда ко мне в дверь позвонила женщина и сказала, что собирает деньги для детей с ожогами. Моя рекомендация - перезванивать в отделение и спрашивать, есть ли такие дети на лечении. На сайте http://donor.org.ua есть данные по всем детям и родителям, выписки от врача.

Екатерина: И еще, счет должен быть открыт на лечение ребенка.

Верить ли объявлениям в метро?

Елена: - В метро и маршрутках по году висят объявления с просьбами о помощи. Как узнать, действительно ли все еще нужна помощь конкретному ребенку?

Екатерина: Просто перезвонить родителю или волонтеру, или посмотреть на сайте, который указан в объявлении. У нас есть девочка, которая находится в отделении 4 года. Ей нужна пересадка костного мозга. В отличие от детей с лейкозами (короткий период ожидание донора), она ожидает пересадки уже четвертый год. И  очень долго нуждается в помощи. В таком случае объявление может висеть долго, пока не найдется донор и не будут собраны деньги.

Даже если сложно поверить тем, кто  отвечает по прямым телефонам, то можно уточнить в отделении, где этот ребенок лечиться. Можно перезвонить любому волонтеру и узнать телефон любого отделения. Вся информация есть на сайте hhtp://donor.org.ua.

Tanya: - Если доверия к благотворительным фондам нет, смогут ли желающие оказать адресную помощь конкретному ребенку?

Евгений: Конечно. У нас на сайте есть просьбы о помощи, то там указаны прямые телефоны родителей и их счета. Можете напрямую связываться с родителями и узнавать все у них.

Кому нужна помощь?

Сергей: - Есть ли общая база данных онкобольных детей, нуждающихся в лечении? Где ее можно посмотреть? И еще, какая сумма требуется на их выздоровление?

Екатерина: Есть очень большая база - это сайт donor.org.ua, где волонтеры из многих городов присылают информацию из разных отделений. Также там можно прочитать данные о ребенке, медицинские выписки, найти телефоны родителей и волонтеров.


Ольга К.: - У меня есть знакомый мальчик, которому очень нужна помощь. Семья не богатая. Когда смотрю на ребенка, слезы наворачиваются. К кому можно обратиться, чтобы ребенку помогли.

Евгений: Во-первых, надо знать, какой диагноз у ребенка. На данном этапе мы занимаемся только онкологией. Созвонитесь со мной и будем что-то решать. Мы можем обеспечить информационную поддержку, но гарантировать 100% помощь не можем.

Василий: - Как там Юра (мальчик, про которого написано у вас на сайте)? Что с ним сейчас?

Евгений: Юра сейчас дома, периодически приезжает на анализы. Время от времени ему делают процедуры, переливание крови. Юра сможет вернуться к полноценной жизни, только после пересадки костного мозга. Сейчас пытаемся собрать деньги, но что-то не очень получается. Вот на прошлой неделе, родители погибшего ребенка передали определенную сумму.

Екатерина: Кстати, мальчонка очень интересный - играет в доктора, родителей лечит :) Выписывает всем рецепты. Родители очень хорошие, они сначала, набрали кредитов, думали сами справиться. Но врачи попросили нас им помочь, потому что они стеснялись просить помощи.

Наталья: - На сайте КП есть много призывов о помощи. Знакомы ли Вы с ними? Можете ли помочь?

Евгений: Дети нам знакомы, поскольку мы и юридически разные организации, но работаем все вместе. По поводу поиска спонсоров - нет определенного места, где они обитают :)

Екатерина: Есть крупные спонсоры и организации, которые помогают давно. Но они не хотят себя афишировать. В основном помощь идет от простых людей: пенсионеров, домохозяек.

Сколько необходимо денег?

Инна: - Сколько ежемесячно необходимо денег на лечение больных раком детишек? И как, по-вашему, эти деньги можно собрать?

Евгений: Стоимость лечения одного ребенка в Украине в зависимости от диагноза - от 40 до 150 тысяч гривен. Ежегодно заболевают онкологией порядка 2 тысяч детей, без учета тех случаев, когда нужна дорогостоящая операция заграницей. Тогда счет идет на сотни тысяч долларов и евро.

Екатерина: Тяжело сказать однозначно, как собрать деньги? Ну, вот мы пытаемся рассказать об этих детях, чтобы люди как можно больше узнали об этих детях, какие они замечательные и интересные. Наша задача - рассказать, как им можно помочь.


Аленка: - Если каждый украинец ежемесячно с зарплаты будет отчислять гривну на благотворительность, спасут ли эта деньги всех онкобольных детей страны? Может, стоит такую акцию организовать, или открыть специальный счет?

Евгений: Я думаю, что не всегда так можно решить проблему. Кроме лекарств, нам остро нужно еще и диагностическое оборудование. И не только в областных диагностических центрах, но и в районных. Ведь когда ребенок заболевает, то родители первым делом его везут к педиатру. Вот тут и встает вопрос о нехватке оборудования для обследования и правильной постановки диагноза. К тому же не все педиатры достаточно проинформированы о болезнях рака.

Аня: - Скажите, а кто в большей степени помогает: государство или частные лица?

Евгений: Говорить, кто главней - сложно. Без частных лиц эти дети не спасуться, и без государства тоже. Они скорее дополняют друг друга. На данном этапе, больше все-таки государство. Тем не менее, за счет помощи частных лиц и организаций, тоже удается многое сделать. Государственная поддержка есть, но бывают перебои.

Инна Викторовна: - Какие основные потребности больных деток сейчас? Что им нужно?

Евгений: В первую очередь - лекарства и доноры крови. Какие именно нужны медикаменты, нужно уточнять - потребности меняются каждую неделю. Полный список нужд есть у нас на сайте. Если человек хочет помочь медпрепаратами, то лучше перезвонить и уточнить, что надо именно сейчас.

Екатерина: Иногда нужна психологическая помощь родителям. Зачастую, родители не из Киева. Порой элементарно нужно для них купить продукты. Нужна даже бытовая помощь, что-то принести, чем-то помочь. Тяжело оставаться одному в незнакомом городе. Есть замечательная женщина, которая на пенсии, она не может ходить, но она обеспечила все отделение постельным бельем :)

Когда-то был такой случай: мальчик лежал в отделении, у него умерла мама, а папу лишили родительских прав. Люди к нему приходили, подкармливали, приносили одежду. Он вылечился общими усилиями. В этом году ребенок собирается поступать в КПИ. Казалось бы, вот такая посильная помощь, но она оказалась очень важной, даже решающей.

Как стать волонтером?

Владимир : - Добрый день!  Я хочу стать волонтером. Куда мне можно обратиться за более подробной информацией?

Евгений: Перезвоните мне - 8 050 741 82 52 или (8-044) 383 23 52.

Екатерина: У нас на сайте "Дар Надежды" есть телефоны волонтеров и есть раздел "Как помочь". Можно позвонить любому волонтеру.

Николай: - У меня к вам такой вопрос: у вас никогда не было желания от усталости или беспомощности просто плюнуть на это дело? (простите, может вопрос не совсем корректный, но далеко не все люди выдерживают)

Евгений: Я нормальный психически уравновешенный человек. Желание все бросить бывало. И не только у меня. У всех волонтеров такое бывает, когда умирают дети, к которым привязываешься. Есть даже люди, которые помогают детям, но никогда с ним не встречаются. Отказываются, потому что для них это психологически тяжело.

Но всегда возвращает ощущение, что дети тебя ждут. В моменты усталости берем отпуска, "зализываем раны". Но потом все равно возвращаемся. Жить, как раньше, зная, что есть отделение и дети, уже не получается. Хотя у каждого волонтера есть такое, что он подходит к черте, постоит, постоит и возвращается.

Ирина Олеговна: - Добрый день! Евгений, скажите, приходили ли вам пожелания от звезд стать волонтерами? Если да, то от кого именно?

Евгений: Среди волонтеров есть, к примеру, Ани Лорак. Последние два года на День святого Николая она приходит в больницу с подарками для детей, медикаментами. С ней уже все отделение перефотографировалось, пересидело у нее на руках. Мальчики обнимали, а девочки не давали ей прохода. К слову, все участники проекта "Лучшие люди", являются волонтерами. Они выступают, собирают деньги, являются донорами.

Екатерина: У нас есть мальчик, который очень любил группу Океан Эльзы. Мама спросила, можно ли у них взять автограф. Мы попытались взять автограф для ребенка, а музыканты, когда узнали, взяли и все вместе просто пришли в отделение. Для ребенка это  было незабываемое событие!

Света: - Расскажите, пожалуйста, поподробнее про концерт "Лучшие люди"

Евгений: Цель этих мероприятий создание среды общения артистов, журналистов и гостей события. Конечно, все средства, собранные от концертов, передаются в отделение детской онкогематологии киевского областного онкодиспансера. Кроме того, концерты являются площадкой для агитации донорства. Как ни крути, но без переливания крови все лечение сводится к нулю и ни деньги, ни медикаменты ситуацию не решат. Очень радует, что практически все украинские рок-группы с радостью принимают участие в этом проекте. Как-то на концерт бывшая пациентка, и артисты выстраивались в очередь, чтобы с ней поговорить. Все музыканты на таких концертах выступают бесплатно.