Она - единственная, кто сумел выжить в катастрофе йеменского аэробуса А-310, случившейся в этот день.
Ее спасение - настоящее чудо. Прибывшие на место катастрофы спасатели не надеялись обнаружить кого-то живым. Однако среди тел погибших и обломков лайнера вдруг заметили барахтающегося в воде подростка. Потрясенный отец девочки потом рассказал, что Байя совершенно не умела плавать. В течение 13 часов она сумела продержаться на воде (причем в шторм!), держась за обломок самолета.
Когда Байю обнаружили, у нее даже не было сил дотянуться до брошенного спасательного круга. «Девочка так дрожала, так дрожала, - вспоминает спаситель Байи. - Мы закутали ее в четыре покрывала, напоили теплой сладкой водой. Затем спросили, как ее зовут и где она живет». Врачи, выхаживающие сейчас девочку, пока не разрешают подробно расспрашивать ее о катастрофе. Как выяснилось, Байя летела злосчастным рейсом из Парижа домой на Коморы вместе с мамой... Вчера вечером девочку отправили на лечение во Францию.
Тем временем французские власти сообщают об одном из найденных в океане «черных ящиков» А-310. Возможно, он поможет прояснить обстоятельства трагедии. Кроме того, оказалось, что у разбившегося лайнера были выявлены технические неполадки. Причем обнаружили их еще в 2007 году.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Виктор ТИМОШКИН, эксперт по безопасности полетов: «Это уникальная случайность»
- Самолет, очевидно, приводнился довольно плавно - возможно, летчики пытались повторить подвиг американца Чесли Салленбергера, посадившего аэробус на Гудзон. Но наверняка лайнер приводнился с креном, то есть одно из крыльев коснулось воды раньше, чем брюхо самолета. А когда такое происходит, самолет, естественно, переворачивается и разрушается. И обломки фюзеляжа стремительно наполняются водой. Видимо, девочка сидела в кресле рядом с тем местом, где прошел разлом, и ее просто выбросило в океан. Это уникальная случайность.
Можно вспомнить похожий случай, который произошел на тех же Коморах в 1996 году. Тогда террористы захватили самолет, следовавший из Эфиопии в Кению, и потребовали пилотов лететь в Австралию. У берегов островов топливо закончилось, и пилоты предприняли попытку приводнить машину. Не вышло: первым воды коснулось крыло, самолет кувырнулся и разрушился. Погибли 123 из 175 пассажиров, включая всех трех террористов. Многие пережили сам момент столкновения, но поддались панике и не послушали стюардесс, кричащих, что надувать спасательные жилеты в салоне не надо. В результате многие люди в надутых жилетах просто не смогли выбраться из мгновенно затонувшего самолета. По оценкам, еще 60 - 80 человек утонули, не успев справиться с ремнями безопасности.
Виктор КОСС, врач-невролог: «Сработали скрытые мобилизационные силы»
- Говоря о том, как организм может переносить стресс, нужно помнить о его мобилизационных силах. Примером здесь может служить та же Великая Отечественная война: солдаты осенью форсировали холодный Днепр и при этом не заболевали. У девочки мобилизационные процессы сработали сами по себе. Также важен биомеханический фактор - в каком состоянии она была в момент катастрофы. Например, если человек спит и, просыпаясь, оказывается в чрезвычайной ситуации, рефлекс выживания срабатывает сильнее.