Шерлока Холмса мог сыграть Караченцов, а Ватсона - Басилашвили

Народному фильму про знаменитого сыщика исполнилось 30 лет!

Ровно 30 лет назад, в 1979 году, на киностудии «Ленфильм» отмечали финал съемок первых двух фильмов сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», который сразу завоевал зрительскую любовь. Каждая его серия стала самостоятельным захватывающим фильмом. «Шерлок Холмс…» и сегодня лидирует в категории «семейное кино». 

Шерлока Холмса вместо Ливанова могли сыграть: Николай Караченцов (фото 1), Александр Кайдановский (фото 2), Игорь Дмитриев (фото 3), Виктор Евграфов (фото 4).

Как и Артур Конан Дойл, написавший в 1887 году первую повесть о гениальном сыщике «Этюд в багровых тонах» ради заработка, не знал, что эта эпопея растянется на 40 лет, так и съемочная группа не предполагала, что будет еще 8 лет снимать все новые серии. Но зрители слали на студию мешки писем, требуя продолжения. Постановщик и сценарист Игорь Масленников и другие создатели фильма поведали «КП», как создавалась кинолегенда.

Режиссер отстоял Ливанова 

- Идею экранизации двух ранних вещей о Холмсе - «Этюда в багровых тонах» и «Пестрой ленты» - предложили известные драматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид. Сценарий назывался не «Приключения Шерлока Холмса», а «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», и сюжет строился на равном диалоге двух главных героев, в то время как двести предыдущих мировых экранизаций делали главным персонажем именно Холмса, - рассказал «КП» Масленников. - На роль Шерлока рассматривали кандидатуры: Николай Караченцов, Игорь Дмитриев, Виктор Евграфов, с которыми я работал на предыдущей картине «Ярославна - королева Франции». Вспомнил я и о про Олега Янковского. Но с самого начала больше всего я склонялся к Ливанову, в нем была видна «порода», он и хулиганистый, и аристократичный. На Гостелерадио Ливанова отвергли: мол, голос хриплый, да и человек сложный, а заодно «отцепили» и Рину Зеленую: «Ей же 77 лет!»

Зрители заметили такой прокол в фильме: в первой серии Холмс с Ватсоном пробираются к дому доктора Ройлотта сквозь буйную зелень (фото вверху). А в следующем кадре особняк окружен голыми деревьями.

Скорее для усыпления бдительности цензоров режиссер сделал по одной фотопробе Александра Кайдановского на роль Холмса и Евгении Ханаевой на миссис Хадсон. Но настойчиво пробивал на эти роли Василия Ливанова и Рину Зеленую. В итоге сказал: «Без Ливанова и Зеленой снимать не буду». 

Сложнее оказалось с Ватсоном, артистов на роль искали долго. Победу в кастинге одержал Олег Басилашвили, но... случайно в актерском отделе «Ленфильма» Масленников увидел фото Виталия Соломина с английскими армейскими усами, внешне очень похожего на молодого Конан Дойла, и это решило дело. 

Тандем Василия Ливанова и Виталия Соломина критиками был признан лучшим в мировой «холмсониаде». У актеров совпали представления об искусстве и взгляды на жизнь. 

Они, как сказал Василий Ливанов, «нашли друг друга, хотя оба избирательны в симпатиях». Творческий дуэт перерос в многолетнюю дружбу семьями.

Режиссеру пришлось непросто в работе с Ливановым, который, не секрет, иногда позволял себе горячительное. Однако, несмотря на споры и конфликты, Ливанов абсолютно оправдал надежды режиссера, так что Масленников не пожалел о своем выборе. Правда, отношений с «трудным актером» после съемок не поддерживает. 

Виталия Соломина в группе обожали - бесконфликтный, мягкий, деликатный. Он настолько «оживил» безликого Уотсона, что английские литературоведы называют теперь коллегу Холмса на русский манер - Ватсон. В эпизод, когда Ватсона в костюме священника узнали по рыжим усам, Соломин добавил от себя изюминку: спешно прикрыл усы книгой и удалился. Он же придумал фразу: «Ну знаете, Холмс!» 

Змеи капризничали

Супруга Виталия Соломина Мария Соломина - актриса и художник-модельер, - сыгравшая в первой серии «Знакомство» сестер-близнецов Элен и Джулию Стоунер, вспоминает:

- Когда снимали сцену со змеей (история «Пестрая лента»), пришел укротитель с мешочком этих пресмыкающихся. Все шарахались от него, а он уговаривал: «Не бойтесь, змейки совершенно безобидны! Их можно носить в дамской сумочке вместо холодного оружия». В подтверждение своих слов достал одного из «удавчиков», начал лихо постукивать его ладонью. Змея вдруг заглотила палец укротителя, и он… еле вытащил его окровавленным! По сюжету змея должна ползти по шнуру. Но змеи в природе никогда не ползают по веревкам и прочей нетвердой поверхности. Так мы узнали, что это фантазии сэра Артура. 

Евгению Ханаеву (слева) предложили на роль миссис Хадсон для галочки. Этот образ блестяще воплотила Рина Зеленая.

- Из отверстия в стене выползала одна змея, а в сцене смерти доктора Ройлотта снималась другая - желтый полоз. Его положили на лицо актера Федора Одинокова. Полоз отлежал дубль, а потом из любопытства пополз дальше и заглянул в открытый рот актера. Вся группа ахнула! Но Одиноков вытерпел - вот что значит вахтанговская школа! - рассказала звукорежиссер Ася Кирилловна Зверева. 

Рина Зеленая сыграла «мебель»

Для потрясающей актрисы Рины Зеленой «холмсониада» стала последней работой в кино. На съемочной площадке актриса иронично называла себя Руиной Васильевной. По десять часов мужественно проводила на ногах - сесть не позволяли впивающиеся в тело пластины корсета. Актриса люто ненавидела нижние юбки и просила костюмерш, чтоб они втайне от режиссера на пробных планах не надевали на нее всю эту «экипировку». Признавалась костюмершам, что очень боится гнева режиссера, но все же настаивала на своем. 

Масленников предложил Рине Васильевне увеличить текст ее роли, на что та ответила: «Нет, нет! Я никогда до этого не играла мебель, и мне это нравится!»

- Рина Васильевна была нашей любимицей, но она уже болела, на озвучивании порою не узнавала эпизоды фильма - что из какой серии. Текст ей писали на бумаге большими буквами. Но у нее такое чувство ритма, что она могла не глядя, не слыша точно «влепить» фразу в нужный кусок, - вспомнила звукорежиссер Ася Зверева. - Однажды ей надели наушники, пошли кадры и фонограмма. Она четко отработала всю смену, а потом оказалось, что наушники вообще не работали. А Рина Васильевна попала, как мы говорим, «в секунду»! Талант!

Инспектором Лестрейдом мог стать Лев Дуров.

Крючкова снималась беременной

Знаменитый профиль Холмса с трубкой придумал оператор-постановщик фильма Юрий Векслер (соавтор сценария «Собаки Баскервилей»), тогдашний муж актрисы Светланы Крючковой. 

Кстати, Крючкова сыграла в серии про собаку Баскервилей эпизодическую роль служанки, помогающей брату-убийце. 

В сцене, где она рассказывает о его гибели, актриса должна была безутешно рыдать. Однако, когда Крючкова приехала на съемки, все увидели, что она глубоко беременна. Чувствовала себя неважно, врачи запрещали волнения, тем более рыдания. И тогда Никита Михалков подсказал Крючковой отличный ход - дескать, пусть ее героиня пребывает в таком трансе, что, вместо того чтобы плакать, говоря про трагедию, она неестественно улыбается и смеется. Крючкова сыграла великолепно. Правда, снимать ее приходилось только выше пояса, а живот как могли прикрывали.

Лестрейдом мог стать Лев Дуров

На роль инспектора Лестрейда претендовал Лев Дуров, но именно в Бориславе Брондукове режиссер увидел сыщика-недотепу - стопроцентного «англичанина», одновременно и серьезного, и комичного. Борислава Брондукова из-за украинского акцента пришлось переозвучить - его персонаж говорит голосом ленинградского актера Игоря Ефимова. Забракованным на роль Холмса Караченцову и Евграфову режиссер нашел работу - Николаю Петровичу досталась роль мстителя Джефферсона Хоупа, а Евграфов воплотился в профессора Мориарти. Правда, озвучил Моритарти Олег Даль, обладавший более «жестким» волевым голосом. Роль Стэмфорда, без которого не состоялось бы знакомство доктора с Холмсом, исполнил актер БДТ Геннадий Богачев, который рассекретил «КП» местонахождение квартиры Холмса:

Бейкер-стрит - это улица Яуниела (Новая) в Риге (фото внизу). Прямо напротив дома Холмса находится «явочная квартира», на которую приходил Плейшнер из «Семнадцати мгновений весны» (фото вверху).

- Обе серии первого фильма снимали в городе моего детства - Риге. Бейкер-стрит - это улица Новая (на латышском Яуниела), примыкающая к Домскому собору. Та самая Блюмен-штрассе, куда шел на явочную квартиру профессор Плейшнер. Дом, из окна которого он выпал, находится напротив квартиры Холмса. Улица заканчивается узкой лестницей и непроходима для автомобилей. А на экране по ней движутся кебы.

Реквизит собирали по квартирам

Квартира Холмса, выстроенная в четвертом павильоне «Ленфильма», сегодня одна из самых посещаемых. Все вещи и реквизит, которые использовали для съемок, подлинные. Столовое серебро, фарфор и хрусталь XIX века - что досталось от бабушек - приносили из дома создатели картины. Сотрудники группы обратились к ленинградцам за помощью - и простые жители дарили старинные вещицы киношникам. Ведь многие из них были сделаны в Европе. 

Художник Белла Маневич добивалась полного правдоподобия, и если, например, на внешней стороне чайной чашки не был выбит знак какой-нибудь фирмы, то чашку в кадр не брали. Даже газета Times была подлинной, изданной в 1880-х годах.

Главным художником на первых пяти сериях работал высококлассный Марк Каплан (потом подключились его родители, тоже профессиональные художники). Любопытно, что после этого фильма Каплан стал... королевским художником! Уехал жить в Голландию, где стал главным национальным живописцем. Его полотна украшают музеи и личную коллекцию королевы Беатрикс.

Художник по костюмам Нелли Лев делала для съемок настоящие платья викторианской эпохи. Она распарывала платья и костюмы того времени и ювелирно их кроила под актеров, создавая произведения искусства! Стоячие воротники она меняла Ливанову и Соломину по нескольку раз за съемку. Режиссер настаивал, чтобы воротник «железно стоял», что придало особый шик героям.

В первой серии в сцене боксирования главных героев Холмс отвечает на замечание миссис Хадсон о раненой руке доктора: «Я ни разу не пустил в ход левую!» И после этих слов дважды бьет Ватсона левой рукой.

Прекрасные вступительные титры выполнены художником комбинированных съемок Виктором Оковитым, чьи графические работы и эскизы к кинокартинам находятся в частных коллекциях за рубежом. Когда нужно было показать крупным планом аристократичные руки Холмса, воспользовались «подставой» - сняли изящные руки Оковитова.

Именно его руки держат в кадре лист бумаги над свечой, гладят бумагу старинным утюгом для проявления букв. 

- Режиссер хотел, чтобы титры на экране появлялись загадочно, - поделился с «КП» секретами мастерства Виктор Кириллович. - Я работал с оператором Виталием Волчанским, к сожалению, рано ушедшим из жизни; он снимал методом «многократной композиции». То есть, например, снималась первая часть кадра - бумага над свечой. Затем накладывалась постепенно проявляющаяся надпись. А в серии «XX век начинается», когда Холмс идет к дому, из которого выезжает поезд подземки, и здания, и поезд были небольшими макетами. Я в костюме Холмса, пиротехник и двое рабочих перспективно совмещались с макетом, создавая иллюзию городского пейзажа. «Поезд» тянули за трос, прикрепленный на уровне рельсов.

Элен Стоунер освещает комнаты керосиновой лампой, которая в 1880-х годах... работает от розетки! Видно, что шнур от лампы пропущен под накидкой героини.

ЗНАЙ НАШИХ!

Несколько лет назад Василия Ливанова пригласили в Лондон, в музей Шерлока Холмса, где повесили его портрет в образе великого сыщика над портретами всех остальных Холмсов. А 15 июня 2006-го в посольстве Великобритании в Москве ему вручили Орден Британской империи. Посол Энтони Брентон от имени королевы заявил, что воплощение образа Холмса Ливановым стало самым лучшим в мире. В ответной речи Василий Борисович сказал, что это награда всему русскому искусству от страны Шекспира. 

В довершение всего 27 апреля 2007-го у английского посольства на Смоленской набережной открыли скульптурную композицию «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».

ПОДРОБНОСТИ

* При первой встрече Холмс спрашивает Ватсона: «Давно из Афганистана?» После премьеры в ленинградском Доме кино партийное руководство потребовало переозвучить этот отрывок, так как именно в это время советские войска вошли в Афганистан. Опальное слово заменили на «восток» и «восточные колонии». 

* Голос собаки Баскервилей искали долго. Звукорежиссер Ася Зверева «растягивала» рык льва, рев медведя, вой волка и собаки. И потом их соединила. 

В фильме «XX век начинается» и этот дом, и поезд подземки - макет.

АНЕКДОТ В ТЕМУ

К Шерлоку Холмсу пришел старик в дырявом пальто и помятом цилиндре и стал просить о помощи. Холмс же прогнал его. Ватсон стал укорять приятеля: 

- Почему вы отказали в помощи бедняку?! 
- Он далеко не беден!
- Откуда вы знаете?
- Это элементарно, Ватсон. У него в кошельке было целых 250 фунтов и 20 пенсов. 
- Но как, Холмс?! 
- А вот давайте вместе пересчитаем…

Фото с сайта 221b.ru и из архива Виктора ОКОВИТОГО