Донецкие комсомольцы славились грузинской гостеприимностью!

Фото: из архива КП

В Донецке каждый знает, что комсомолка № 1 - это Людмила Соколова. Хотя сейчас она и на пенсии, но продолжает работать в качестве советника мэра Донецка. Глядя на нее, становится сразу понятно, что такое комсомольский задор. Десятки дипломов, грамот, почетных знаков, орденов, сотни фотографий с выездов на картошку, в пионерлагеря... Но главное, как признается Людмила Соколова, в другом:

 

- У нас дух был другой! Нас никто не гнал из-под палки делать что-то. Денег же не было ни копейки, но мы проводили шикарные мероприятия. Помню, как детский дом восстанавливали в Куйбышевском районе. Так кинули клич по всем организациям - и все помогли кто чем мог: стройматериалы, мебель... Ну кто что мог! И все получилось!

 

Кроме того, как забыть акции в поддержку американской правозащитницы Анжелы Дэвис. Как рассказывает Людмила Соколова, прошли массовые акции в Смоляниновском парке (сейчас там парк аттракционов "Городок").

 

Кстати, у каждого района города были свои знаковые места для проведения акций и сборов. Ну а общегородское значение имел знаменитый парк им. Ленинского Комсомола.  Чередуя серьезные мероприятия и праздничные гулянья, донецкие комсомольцы никогда не забывали о шутках и розыгрышах. И слава о здешнем остроумии шла по всему СССР...

 

 

"А давайте обсудим, чем тебя будут кормить?"

 

Была у донецких комсомольцев забавная традиция. На эту уловку попадались чаще всего совсем зеленые новобранцы. Если те, кто постарше, узнавали, что кто-то из молодежи закрутил роман, то тут же собирали комсомольское собрание. Вызывали непосредственного участника этой истории и выносили его дело на суд общественности. Обсуждали, подходит ли невеста, о чем они говорят, куда ходят, умеет ли она готовить и не будет ли комсомолец голодать в такой семье, есть ли им где жить... Правда, всех участников собрания хватало не надолго. Пока кто-то не выдержит и не начнет смеется.

 

Где тонна кизяков?

 

Другая легендарная история тоже произошла в Донбассе. Приехал как-то в Донецк первый секретарь обкома комсомола из соседнего Днепропетровска. И дончане решили его совершенно безобидно разыграть. Заходит он в один из кабинетов, где карточки комсомольцев хранятся, и слышит шокирующий разговор:

 

- А как у вас там с тонной кизяков? Успели собрать уже? - громко спросила одна сотрудница у другой.

 

Секретарь обкома начал медленно бледнеть. В годы, когда комсомолу ставили задачи собрать тонну макулатуры, металлолома или даже семян, удивляться ничему не приходилось!

 

- А я не растерялась. Начинаю подыгрывать, - рассказывает Людмила Соколова, - говорю: конечно, собрали! Потрудится, правда, пришлось, но в нашем районе много частных домов, а там живность держат, поэтому есть где кизяки собирать. Секретарь обкома смотрит на меня не моргая и спрашивает: "Так что? Значит, вы уже все собрали и собираетесь отправлять?".Мы уж до конца доиграли. Говорим, да, вот было такое задание, и мы выполнили.

 

Секретарь Днепропетровского обкома тут же кинулся к донецкому руководству комсомола с криками: "Так вот почему нас все время ругают! Как о разведении кроликов, так нам распоряжения доходят. А про кизяки даже не сказал никто! А мы даже собирать их еще не начали...".

 

В Донецком горкоме комсомола над этой историей смеялись еще много лет. Но, когда первый восторг от такого удачного розыгрыша прошел, всем идейным вдохновителям кизякового процесса пришлось долго извиняться перед Днепропетровским секретарем обкома комсомола.

 

Среднеподоконные показатели  

 

Когда приезжали

многочисленные проверки, они, как правило, просили продлить свои командировки. Дело в том, что в Донецке принимали с таким гостеприимством, которому и грузины могут позавидовать. Мало того что столы ломились, так еще и культурной программой гостей обеспечивали. Хочешь - на шашлыки, на экскурсии, в театры...Главное, чтоб времени на все хватило. Так вот поэтому, когда всяческие проверяющие оставались,  поводы для этого придумывали абсолютно фантастические. Ну, к примеру, нужно обязательно выяснить, - сколько среди комсомольцев физиков по сравнению с химиками и как менялась динамика по годам и пятилеткам. И все в таком духе.

 

И вот во время одного из подобных допросов проверяющих, один из работников донецкого комсомола, меланхолично сидел спиной к окну, которое было зашторено небольшой занавеской. И при каждом вопросе типа: "А какая у вас численность будущих педагогов в рядах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?" все время заглядывал за занавеску, вроде бы подсматривая в шпаргалку. На двадцатое заглядывание проверяющий посочувствовал и говорит: "Да не стесняйтесь вы! Мы же не требуем знать все цифры на память. Возьмите папку, статистику или что там у вас лежит". Но донецкий комсомолец тоже не растерялся, одернул эту шторку, за которой ничего не лежало, и честно признался: "Ну я ж не мог после каждого вопроса на потолок смотреть!".

 

Так вот если у остальных существовали среднепотолочные цифры, то у донецких комсомольцев - "среднеподоконные".