В ночь с понедельника на вторник после почти двухмесячного плена моряки захваченного 7 мая судна «Марафон» наконец-то обрели свободу. В 16 часов 30 минут по киевскому времени на корабль сбросили пакет с деньгами - жизни моряков пираты оценили в 1 миллион 300 тысяч долларов. Однако радости измученный экипаж, увы, не почувствовал. На это у ребят просто не осталось сил. Моряки находятся в тяжелом физическом и психологическом состоянии, а также подавлены из-за гибели судового сварщика Сергея Вартенкова. Как выяснилось вчера, пираты застрелили его еще в день захвата судна.
ПИЛОТОВ САМОЛЕТА ОБМАНУТЬ НЕ УДАЛОСЬ
- Переговоры шли очень сложно и часто срывались, - рассказывает Николай Маломуж, начальник Службы внешней разведки, которая занималась сопровождением операции по освобождению судна. - Прежде всего пиратов не устраивала сумма выкупа. Когда же все уладили, было решено сбросить пакет с долларами с самолета. Он упал в море возле корабля. Корсары достали его и пересчитали деньги.
Последний захватчик ушел с судна ровно в 1.50 ночи. После чего к «Марафону» подошел голландский флагман «Зевен Провинс» с военными на борту. Но из-за шторма они не смогли высадиться на сухогруз. Поэтому наши моряки повели судно к ближайшему порту сами.
|
Тогда же капитан корабля Михаил Шибитов сообщил судовладельцу жуткую новость о смерти сварщика Сергея Вартенкова. Пиратская пуля угодила в него еще в день захвата. Пострадал и кок корабля Георгий Гусаков, которого ранило в ногу.
По словам редактора журнала «Морской бюллетень» Михаила Войтенко, когда самолет, с которого сбрасывали выкуп, кружил над «Марафоном», сомалийцы вынесли тело убитого на палубу и положили рядом с находившимися там моряками.
- Они сделали это для того, чтобы пилоты самолета могли пересчитать всех членов команды, - говорит Войтенко. - Но через пару минут те поняли, что на судне лежит не больной человек, а труп.
- Все это время тело моряка хранили в специальном холодильнике, - говорит Николай Маломуж. - Скорее всего, его доставят в Украину тем же самолетом, которым будут лететь выжившие члены экипажа. Это будет не ранее чем в субботу или воскресенье, когда корабль дойдет до ближайшего порта Джибути.
ТРОЕ ДЕТЕЙ ОСТАЛИСЬ СИРОТАМИ
Почему моряки, которые не раз выходили на связь с родственниками, не сообщили новость о смерти Вартенкова, догадаться несложно.
- Пираты запрещали им говорить об этом, чтобы судовладелец не снизил сумму выкупа, - объясняет Николай Маломуж.
Впрочем, повод для беспокойства у родственников сварщика был. Каждый из членов экипажа имел возможность позвонить домой. И только Сергей Вартенков ни разу не связался с семьей.
- Мне говорили, что он в шоковом состоянии и не может подняться в рубку, - сокрушалась мама Сергея - Вера, когда приезжала в Киев, чтобы добиться правды от чиновников.
Вместе с ней побывала в Киеве и супруга погибшего Ирина. Обе женщины явно волновались больше других - будто чувствовали беду. А позавчера ночью Веру срочно отвезли в больницу с гипертоническим кризом.
Соседи Сергея (он родился и жил в Измаиле), одноклассники из школы № 11, в училище № 38 в один голос говорят, что он был хорошим парнем - приветливым и неконфликтным. Но больше всего беспокоятся о том, как дальше будут дальше жить его дети, - сиротами осталась 16-летняя дочь от первого брака моряка и двое малышей от второго.
АГРЕССИЯ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ?
Сергей Вартенков - первый, кто погиб от рук сомалийцев. Что это - фатальная случайность или теперь пираты будут массово убивать заложников?
- В последние месяцы пираты действительно стали агрессивнее, - считает редактор журнала «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. - Это связано с тем, что их задерживают правоохранительные органы разных стран, после чего расстреливают или топят. Причем нам известно лишь о тех случаях, которые юридически оправданны. А на самом деле их намного больше…
Начальник Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж уверен, что для борьбы с пиратами должны объединиться все страны мира. Особенно важно участие таких больших морских государств, как Индия и Китай.
- Акватория, в которой промышляют пираты, большая, - говорит Маломуж. - Там плавают сотни катеров. Без проделанной заранее работы по сбору информации понять, кто из этих сомалийцев пираты, а кто - нет, увы, невозможно.
Есть и еще одна проблема. Спецоперации по обезвреживанию пиратов можно провести, только если в акватории не будет ни одного захваченного судна. Ведь в противном случае сомалийские корсары могут отомстить и расстрелять заложников.