«ПРЕДАВАТЬ ТАК ПРЕДАВАТЬ!»
- Ленин! Партия! Комсомол! - скандировал огромный зал, заполненный публикой в возрасте от сорока пяти. Молодежи почти не видно. Строгие костюмы, значки «ВЛКСМ» и «ЛКСМУ», краснеющие на лацканах пиджаков, и галстуки всех мастей чередовались с неофициальными рубашками пестрой «гавайской» расцветки: сразу видно, кто приехал в столицу на торжественный съезд, посвященный 90-летию со дня основания украинского комсомола, а кто просто пришел в НД «Украина», чтобы насладиться воспоминаниями.
- Чтобы чего-то ожидать от современной молодежи, нужно для начала показать ей, что было раньше, - вдруг понравится, - раскланивался с бывшими комсомольскими активистами спикер ВР Владимир Литвин, приехавший сюда, по его собственному выражению, «засвидетельствовать уважение традициям». - Комсомольцы жили так: петь - значит ПЕТЬ, танцевать - значит ТАНЦЕВАТЬ. А уж если предавали, то и предавали по-комсомольски, до конца. Сразу и по полной программе. Но я рад, что таких были единицы.
Рядом с Литвиным - «старая гвардия» украинской Компартии: депутаты ВР Александр Ткаченко и Георгий Крючков с отсутствующим видом смотрели в сторону сцены, а экс-вице-спикер Адам Мартынюк обсуждал что-то с подходившими к нему бывшими партфункционерами. Чуть поодаль сидел пожилой Борис Олийнык: писателю было явно душно и скучно, потому он с едва заметным раздражением наблюдал за тем, как регионал Дмитрий Табачник в интервью одному из телеканалов вспоминает комсомольскую молодость.
ПЕСНЬ О ВТОРОМ СЕКРЕТАРЕ
- Рассаживаемся по местам, товарищи! Начинаем торжественное собрание, посвященное 90-летию ЛКСМУ! - на экране, зависшем над сценой, замелькали черно-белые кадры кинохроники: довоенные комсомольцы, освобождение Киева и послевоенные будни юных строителей, Гагарин, идущий по ковровой дорожке, достижения спортсменов. На самой сцене тем временем рассаживались бывшие руководители украинского комсомола: Юрий Ельченко, академик Петр Тронько, еще в довоенные годы возглавлявший Сумской и Станиславский (Ивано-Франковский) обкомы, Борис Пастухов - первый секретарь ЦК ВЛКСМ с 1977-го по 1982 год.
Слова, сказанные с импровизированной трибуны, встречались аплодисментами. Даже не так - аплодисментами бурными, переходящими в овации. Именно такими, какими они были два и три десятка лет назад. Говорилось много - и о роли комсомола в воспитании молодежи, и о славном прошлом. Не затрагивали только будущее организации, в которую сегодня вместо десятков миллионов членов входят всего шесть тысяч человек.
Зато праздничный концерт удался на славу. Из Москвы приехали Лев Лещенко и Наталья Королева, которая в конце выступления призналась, что ее сердце принадлежит-таки комсомолу. А Иосиф Кобзон, выступавший под самый конец вечера, неожиданно вспомнил шутку из советской юности:
- Когда я выступал с Александрой Пахмутовой на одном из юбилеев комсомола, получил записку из зала: «Иосиф, исполни песню про второго секретаря!». Повернувшись к Пахмутовой, спросил - мол, Алинька, что это за песня? Она мне: «Не знаю, нет такой!» Тогда уже у зала спрашиваю: кто, мол, записку написал?..
Вдруг со своего места поднялся улыбчивый Анатолий Корниенко. И говорит: как так - вся страна знает, а ты - нет?.. И начинает напевать: «Будет утро завтрашнего дня, кто-то станет первым, а не я. Выбери меня, выбери меня...»
Концерт закончился. Юбилей удался. И комсомол вроде бы возродили. Но почему тогда на съезде не было нынешних комсомольцев?