Герои нашего времени - опер, гаишник и участковый

Почему в разные годы становятся популярными совершенно противоположные сериалы?

Сергей Безруков прославил своими ролями и бандита Белого, и сельского участкового.

Кто он, «герой нашего времени»? Нужен он нам? Каким мы его хотим видеть? И вообще, кто они такие - герои? Образцы для подражания? Просто интересные люди?

В наивном и размеренном XIX веке герои тщательно выписывались гениальными писателями и, не торопясь, вставали в некий пантеон. Чацкий, Онегин, Печорин, Чичиков, Раскольников, Болконский... Вехи! Глыбы!

Бурный  XX век  героизировал живых людей - легендами становились революционеры, полярники, летчики, космонавты и военные. В чем, понятно, помогало кино. В итоге  настоящие люди забылись, но остались Штирлиц, Банионис из «Мертвого сезона» да Томин из «Следствия ведут Знатоки»…

Но и та простодушная эпоха осталась позади. С середины 90-х героев нам поставляли сериалы. И тут уж не понять - то ли общество требовало определенных типажей, то ли телевизионщики манипулировали обществом, подсовывая  «нужные» образы.

Лихие 90-е.

«Менты» и «Бригада»

Это было недавно, это было давно… «Бригада», «Бандитский Петербург». Сережа Белый и грозный мафиози Антибиотик. Саги о бравых парнях с пистолетами, о робин гудах «по-нашему», становились бестселлерами, так как герои были знакомы всем.  Параллельно появились первые серии про «ментов». Мало кто помнит, но был там смешной герой Казанова (Александр Лыков). И когда артист отказался сниматься в продолжении, казалось, сериалу конец. Но «менты» до сих пор процветают! Они раздробились на разные отделения, дослужились до высоких званий, посерьезнели. «Улицы разбитых фонарей», «Опера», «Литейный»… Успех объяснялся просто - нам показали нормальных мужиков, незашоренных идеологией, но честных (в меру), веселых (порой своеобразно), мужественных (не до безумия). Короче, они были  похожи на настоящих людей, и это подкупало. Да что там! Просто пленило общество, которое с тех пор бандитов в роли сериальных героев не воспринимало. Правда, как мы сейчас после шумихи вокруг дела Евсюкова, понимаем, они мало походят на реальных милиционеров. Но кино и есть кино. 

В «Бандитском Петербурге» Александр Домогаров сыграл журналиста.

2000-е (начало).

Много няни, смеха и любви

Сериальный бум начался примерно в 2000 году, и с тех пор русский сериал безраздельно властвует на ТВ. Оглушительного успеха, помимо «ментов», добились «Каменская», где чудо-следователя исполнила Елена Яковлева, и «Тайны следствия» с Анной Ковальчук. Эти фильмы стали логичным продолжением даже не «Ментов», а «Следствия ведут Знатоки». В них появилась государственная солидность, некая надежность. Надо ли говорить, что после «лихих 90-х» хотелось именно надежности и уверенности? Так вот вам, пожалуйста.

А вот жанр ситкома (ситуационная комедия) у нас никак не приживался. Больше того, по словам известного продюсера, в начале 2000-х считалось, что в СНГ он и не приживется. Так и было до  невероятного прорыва «Моей прекрасной няни». Немудреный, полностью списанный с западного формата фильм сделал суперзвездами Заворотнюк и Жигунова, так он еще и побил все  рейтинги. Стране хотелось  простого юмора. «Партия сказала надо - сериал ответил есть!» Ситкомы стали появляться пачками. И хотя новые серии той же «Няни»  прошли без рекордных рейтингов, их повторы спокойно выдерживают несколько сезонов!

Дополнили картину «сытых 2000-х» десятки достойных, дорогих и качественных многосерийных фильмов про любовь - «Татьянин день», «Принцесса цирка», «Монтекристо», «Жаркий лед», «Женщина без прошлого», «Огонь любви», «Колдовская любовь»... Интересно, что аналогичные, порой куда более качественные и дорогостоящие иностранные сериалы в последние годы не сработали вовсе! За десять лет всего две картины стали культовыми, да и то довольно давно. Это «Секс в большом городе» и «Доктор Хаус». Все остальные суперсобытия мирового ТВ у нас прошли незамеченными. Мир кипел от восторга,  наблюдая «Героев», а у нас эту многосерийку оценила  только молодежь, да и то не вся.

2000-е (наши дни)

Героиня Анны Ковальчук может и силу применить.

Начали снимать довольно странные фильмы. «Гаишники», «Участковая», «Почтальон», «Батюшка»… Все сюжеты как под копирку - представители обычных,  не всегда героических профессий совершают подвиги, кого-то спасают, участвуют в невероятных приключениях. И все как один - чуть не ангелоподобны. Не Сергеи Безруковы, конечно, но очень близко к тому. Циничные критики тут же начали кивать на госзаказ. Мол, помните в конце 90-х появились фильмы о том, как хорошо служить в контрактной армии? Может, так оно и было. Но те же приключения «честного гаишника», в которого страна не верит поголовно (включая самих гаишников), сорвали невероятный рейтинг! То же самое поочередно проделали бравые проводники, мастеровитые священники, забавные участковые… Ясно, что на очереди были пожарные, продавцы супермаркетов, кассиры, вахтеры и дежурные по эскалатору в метро... Грянул кризис. Сериальное производство резко ударило по тормозам. Но тенденцию мы почувствовать успели.

Обществу захотелось послушать про себя. И лубочно-фантастический стиль принимался на ура! Нам, видимо, хотелось посмотреть на себя с идеалистической точки зрения. И тенденция эта была на самом деле очень здоровой. Скажем, триумфальное шествие Кати Пушкаревой из фильма «Не родись красивой» объясняется не столько хорошей игрой актеров, сколько до боли знакомой сотням тысяч людей офисной атмосферой…

И снова «менты»

Каменская стала одной из самых узнаваемых ролей Елены Яковлевой.

Но, увы, на этом самоосознание общества пока и приостановилось. Нам объявили о тяжелых временах. Готовые к любым передрягам граждане снова закрылись в свои раковины, куда меньше помышляя о идеальном обществе. И на рейтингах сериалов это мгновенно отразилось. На лидирующих позициях все те же «менты» (сериалы «Литейный», (ICTV), «Солдаты» (Новый канал) да «След» (Первый). Даже бронебойные проекты про любовь уступают любой криминальной премьере. Любой «Глухарь» сейчас  побьет «Гаишников»…  Не удивлюсь, если вскоре начнут  оживлять Серегу Белого из «Бригады» и возвращать Казанову. Впрочем, времена  меняются  вопреки пессимистичным прогнозам. И какой жанр «сорвет куш» в ближайшее время - загадка. Пока в героях  ни разу не ходили  политики,  бизнесмены,  ученые… Это тоже показательно. За 20 лет никого, кроме милиции, мы себе для подражания и не вырастили… А та, в свою очередь, за это время не слишком изменилась. А какого героя нашего времени хотели бы видеть вы?