Его звали не «любым другом», а «сантехником»

Поступок Виктора Балоги превратился в топ-тему для украинского политикума.

Иногда вес понятий выдает грамматика. Тот, кто первым поставил в словосочетании «Секретариат президента» большую букву «С» и маленькую «П», оказался провидцем. Но на этой неделе Балога ушел в отставку, а Ющенко остается. Пока…

Разводной ключ для потопа на Банковой

Когда в сентябре 2006 года министра по чрезвычайным ситуациям Виктора Балогу назначили руководителем президентской канцелярии (решение, говорят, вызрело на юбилее старшего брата Виктора Ющенко - Петра), злые языки не сдерживались в комментариях. Мол, паводки в Закарпатье все равно победить не удастся. Министр еще в активной бизнес-фазе своей биографии и при должности руководителя областной ячейки СДПУ(о) приложился к прореживанию местных лесов. Да и став губернатором, находил лучшее применение средствам, которые выделялись правительством на борьбу со стихией. Зато ликвидация потопа на Банковой, после того как Виктора Ющенко покинуло ближайшее окружение из «любых друзив» и президент высился как одинокий дуб среди равнины кабинета, ему была по силам. Оставалось только правильно подобрать разводной ключ…

И все-таки кум?

Впрочем, доверие Виктора Андреевича к Виктору Ивановичу вырастало издавна. Прежде всего потому, что в лице скромно-улыбчивого бородатого Балоги глава державы не находил ни одной опасной черты, присущей экс-союзникам. Деловит. Непубличен. Не рвется в лидеры. Умеет помочь в критический момент (именно Балога в 2004-м посоветовал Ющенко лечиться в австрийской клинике «Рудольффинерхаус» у доктора Корпана, своего друга и земляка-закарпатца). Заботится о быте президентской семьи, чтобы гарант не отвлекался от дум об Украине. Не спекулирует кумовством, хотя Виктор Андреевич крестил его младшую приемную дочь (впрочем, эту историю окружают слухи весьма пикантного свойства).

Но самое важное - готов принимать на себя ответные удары оппонентов президента, озвучивая в посланиях для прессы те мессиджи, которые Виктор Ющенко не смел (ввиду статуса и приличий) донести до народа лично.

Заявления из СП в адрес «популистки» Юлии Тимошенко поражали разнообразием сюжетов. От астрономических сумм, потраченных премьером в парижских бутиках на новые платья, ставшие единственным практическим итогом визита к Саркози, - до обвинений в тайном альянсе с Януковичем. Руководитель канцелярии исполнительно бушевал - он призывал премьера уйти в отставку.


Рис. с сайта http://www.caricatura.ru/

Власть здесь больше не живет

А что получал в благодарность от шефа, по крайней мере вслух? Унижение - кличку «Сантехник». Так Виктор Ющенко в шутку определил место руководителя Секретариата в грязноватом доме украинской политики. Чтоб не возомнил чего лишнего…

Кличка прилипла хуже смолы. Ее не смыло даже не менее известное высказывание Ющенко «Балога - это я!», с помощью которого президент пытался добиться от «Народной самообороны» подчинения командам из СП. Бог знает, что чувствовал при этом столоначальник. Но вряд ли повторял про себя заклинание «Ющенко - это я!»

Практический ум Виктора Ивановича подсказывал: власть здесь больше не живет. И ничего полезного уже не выкрутить. Пора собирать вещи. И с накопленным багажом знаний и связей двигаться туда, где он снова будет полезен.

«Я не привык проигрывать», - заметил Балога в одном из редких телеинтервью. Жаль, президент не понял вовремя, о чем речь…

КОМПЕТЕНТНО

Виктор Небоженко, политолог, руководитель социологической службы «Украинский барометр»: «Партия регионов сделала удачную покупку»

- Виктор, есть ли у Балоги шансы превратиться в самостоятельную политическую фигуру? Или он объявит тендер на себя среди крупных партийных игроков?

- С тендером уже ничего не получится! Экс-глава Секретариата откровенно встал на позиции Партии регионов. Обратите внимание: среди ошибок президента он выделяет главную - желание Ющенко баллотироваться на второй срок. Хотя тут-то Балога лицемерит. Он потому и подал в отставку, что не увидел перспектив «жирной» избирательной кампании. Еще претензия - сотрудничество президента с Тимошенко. По мнению Балоги, это может иметь колоссальные негативные последствия для страны.

Все указывает на определенный вектор: Партия регионов приобрела новое оружие для борьбы с Ющенко. Другой вопрос: как долго просуществует такой альянс?

- У вас есть и ответ?

- Думаю, недолго. Пройдут выборы. Что бы мы ни говорили о кризисе, Тимошенко - самая энергичная среди наших государственных управленцев. Значит, потом все объединятся против нее. А Балога станет одним из самых талантливых критиков Юлии Владимировны. И лишь после этого этапа ему окажется по силам самостоятельная политическая карьера. Но в ближайший год придется «отрабатывать» свое сотрудничество с Ющенко…

- Чем же Партия регионов могла соблазнить Балогу? Не думаю, что он только из идейных соображений оказался в президентском стане.

- Да, он готов был терпеть и дальше, если бы знал, что олигархи сбрасываются на большую избирательную кампанию Виктора Ющенко - без надежды на победу, естественно. Но когда оказалось, что Виктор Андреевич собирается реализовать не коммерческий, а идеологический проект, Балога задумался. И принял решение об отставке.

- Балога пойдет по пути Коржакова, руководителя службы безопасности первого президента России Ельцина? Издаст книжку со скандальными откровениями? Об отравлении Виктора Ющенко что-нибудь сенсационное сообщит, например.

- Ему некуда деваться. Теперь, чтобы сохранить известность и экономические ресурсы, надо действовать на опережение - иначе, грубо говоря, раскулачат. А относительно книжки… Вы ведь заметили: Балога говорящий и Балога пишущий - два разных человека. Первый - провинциал, который попал в столицу и запутался в сложносочиненных предложениях. Хотя в уме и хватке ему не откажешь. Зато второй, публикующий заявления по самым острым вопросам, способен на многое. В том числе и на политический бестселлер, что родится очень быстро - яркий, злобный. Материалом он располагает. Сам напишет или с посторонней помощью, не важно. Важно то, что неизвестные литературные обработчики мыслей Балоги (либо их генераторы?) куда профессиональнее президентских.

И еще. Мы впервые за годы независимости оказались свидетелями открытого конфликта между, фигурально выражаясь, царем и челядью. При Кравчуке или Кучме подобное и во сне бы не привиделось! А восстание «любых друзив» против Ющенко отражало характер отношений соратников - но не президента и технического персонала.