Одна из самых известных европейских актрис, Юппер представляет собой счастливое исключение из правил. Для представительниц этой профессии она непривычно умна. В ней нет навязчивого желания нравиться. Ее внешность бледна, и именно поэтому способна перенести любой грим. Быть может, именно поэтому Юппер - неподражаемая икона стиля. Ее снимали, кажется, все выдающиеся фотографы ХХ века. И почти все выдающиеся европейские режиссеры.
«Иногда я выгляжу вызывающе!»
- Вы были членом каннского жюри в 80-х годах, а сейчас стали президентом жюри. Чего ждете от фестиваля?
- Хороших картин! Многие мои фильмы были впервые показаны именно в Каннах, поэтому у меня много связано с этим фестивалем.
- Что легче - судить или быть судимым?
- Вот поработаю в жюри и скажу.
- Вам предстоят многочисленные проходы по красному ковру. Для вас важно, как вы выглядите?
- Да, в какой-то степени, безусловно. Как и для любой женщины.
- Кто из дизайнеров вам по душе?
- Ив Сен-Лоран, Шанель… Со многими из них я дружу на протяжении многих лет.
- Но вы не наденете ничего вызывающего?
- Почему? Однажды я появилась на каннской лестнице в весьма вызывающем красном платье!
- В конкурсе, который вам предстоит судить, участвует новая работа Тарантино «Бесславные ублюдки». Правда, что вы отказались в ней сниматься?
- Да, Тарантино предложил мне маленькую роль, которую я отклонила.
- Почему отклонили?
- Я же говорю: роль была маленькой!
- Вы могли бы сделать отличную карьеру в Голливуде, но последний раз снялись там пять лет назад.
- Да, я ничего специально не делаю, чтобы сниматься в Голливуде. Принимаю лишь понравившиеся мне предложения.
«Я могу сыграть Лилю Брик»
- Вам не нравится, когда вас называют интеллектуальной актрисой, но именно ею вы и являетесь.
- Я так не думаю. Но и против ничего не имею. Я не знаю, что значит быть интеллектуальной актрисой. Можете мне объяснить?
- Прежде всего это умение выбирать роли.
- А, ну тогда я согласна.
- Вот на обеде во французском посольстве во время прошлого Московского фестиваля Иван Дыховичный предложил вам сыграть роль Лили Брик в его будущем фильме.
- Да, у нас был предварительный разговор. Но пока дальше этого дело не пошло. Согласия я не давала.
|
- Год назад в Москве вам вручили приз имени Станиславского. Но когда-то вы мне сказали, что если бы готовились к своим эксцентричным ролям по его системе, то давно попали бы в дурдом.
- Чаще всего я вообще не готовлюсь. Во Франции мы существуем в другом режиме, чем, допустим, в США, где актеры, как правило, репетируют перед съемками и погружаются в образ. Я ничего против этого не имею. Сама репетировала с Халом Хартли в течение 5 недель на картине «Любитель». Но тому была важная причина: на съемки было отведено очень мало времени. Во Франции мы очень редко так делаем. Рискну даже сказать: никогда. Люди думают, что я сижу с режиссерами и проговариваю все от начала до конца. Чушь! Производство фильма - вещь очень прагматичная. Это поставь сюда, это - сюда. Вот и все. Большинство своих ролей я сыграла во Франции и при этом никогда не репетировала. Будущий образ создается во время примерки костюмов, грима, прически. Но мы никогда не сидим рядком и не репетируем, как в театре. Нет, никогда! Не могу даже представить себя рассиживающейся за столом со сценарием в руке и бесконечно его мусолящей. Один раз читаю - и вперед!
- Вы можете нагрубить режиссеру? Заставить его замолчать?
- Нет. Мои режиссеры и так немного болтают.
«Актриса из меня лучше, чем повар»
- Когда вас именуют загадочной актрисой, для вас это комплимент?
- Нет. Просто кто-то считает меня загадкой. Для самой себя я, само собой, ею не являюсь. Так что это лишь отношение ко мне со стороны.
- Вам недостает работы с кем-либо из режиссеров?
- Нет-нет. Я не грущу ни по ком. Хотя по-человечески - да, может быть...
- А как же ваши легендарные застолья с Клодом Шабролем?
- А чего мне о них грустить, если скоро я снова стану сниматься у Клода? Когда я заканчиваю с ним один фильм, я знаю, что за ним обязательно последует другой! Он любит разглагольствовать о том, что мы с ним обедаем после каждого дубля. Все знают, какой он чревоугодник и что главное для него - хорошо поесть, а съемки кино - дело вторичное. Мы снимаем, когда нам удается найти время! На этих обедах мы болтаем о чем угодно, кроме фильма, который снимаем. Поэтому нам так нравится ездить вместе на фестиваль в Сан-Себастьян. Поверьте, там лучшая в мире еда!
- Режиссер «Пианистки» Михаэль Ханеке, наверное, не такой чревоугодник?
- Кто вам сказал? Он - абсолютная противоположность своему строгому облику. Он тоже любит и выпить, и закусить. Он же венец! А венцы умеют получать удовольствие от жизни! Иначе мы бы не смогли быть друзьями. (Новый фильм Ханеке «Белая лента» тоже участвует в каннском конкурсе. - С. Т.)
- Вы много снимаетесь у молодых режиссеров. Пора вам самой устраивать им пробы.
- Пока что режиссеры устраивают пробы актерам, но это хорошая идея - изменить порядок вещей.
- Вы снимаетесь в интеллектуальных картинах и одновременно играете в новой комедии со знаменитым Астериксом - Кристианом Клавье.
- Да, в прошлом году я снялась в трех фильмах и сыграла одну роль на сцене. Для меня это как приготовление еды. Если варишь яйцо, это не значит, что нельзя в то же время готовить что-то еще. Я могу сниматься в одной картине и думать уже о другой.
- Вы любите готовить?
- Нет! Надеюсь, актриса из меня лучше, чем повар.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Изабель ЮППЕР родилась в Париже 15 марта 1955 года. Обучалась в Консерватории Версаля и Консерватории драматического искусства. Дебютировала в кино в 1971 году в 16-летнем возрасте, спустя уже семь лет была удостоена приза за лучшую женскую роль Каннского фестиваля - за фильм «Виолетта Нозьер» Клода Шаброля. Снималась в картинах ведущих европейских режиссеров.
Замужем за режиссером Рональдом Шамма, имеет от него троих детей - Лолиту, Лоренцо и Анджело.
5 лучших фильмов Изабель Юппер
- «Дама с камелиями»
- «Мадам Бовари»
- «Церемония»
- «Пианистка»
- «8 женщин»
Смотрите фотогалерею: Роли Изабель Юппер