Зданию Верховной Рады стукнуло семьдесят

Нацисты восхищались имперским стилем «дома под куполом», а мистики углядели в нем три шестерки.

Так здание украинского парламента выглядело накануне захвата Киева немцами: купол не виден - его подняли на 2 метра в 1946-м.

По случаю «Комсомолка» решила вспомнить все слухи и правдивые истории, связанные с «домом под куполом», и выяснить, почему же депутатам так и не удается наладить продуктивную работу

Радой восхищался любимый министр Гитлера

На месте Рады построек никогда не было: в древние времена на этом месте рос густой лес - излюбленное место охоты киевской знати, а при царе здесь располагался хоздвор, примыкавший к Царскому саду и Мариинскому дворцу. Строить «дом под куполом» решили в 1935 году, сразу после переноса столицы из Харькова в Киев - как оказалось, в городе явно не хватало правительственных зданий.

Автором стал Владимир Заболотный. Работу архитектора оценили в Сталинскую премию и должность главного архитектора Киева. Оценили справедливо: в сравнении со зданиями парламентов США, Германии или Швейцарии наша Рада выглядит лаконичным и завершенным ансамблем - в ней нет лишних наворотов в виде колесниц, лошадей, львов, лишних куполов и колоннад. Как раз в стиле соцреализма - ведь 70 лет назад речь шла о строительстве Дома народного представительства, а не резиденции буржуев.

Интересно то, что наш парламент пришелся по вкусу и немцам, оккупировавшим Киев в 1941 году. Министр вооружений нацистской Германии (а по совместительству - любимый архитектор фюрера) Альберт Шпеер остановил свой автомобиль перед понравившимся зданием и изъявил желание попасть внутрь.


В 1991-м на место советской символики водрузили тризуб.

«Проект здания Верховного Совета Украины вполне мог быть создан талантливым выпускником парижской Академии изящных искусств. Мне даже пришла в голову мысль разыскать архитектора и предложить ему работу в Германии», - написал он позже в своих мемуарах. Даже покидая Киев перед приходом советских войск, немцы не подняли руку на «дом под куполом» - за всю войну в него не попало ни одного снаряда.

За время своего существования здание парламента усовершенствовали всего два раза: после Второй мировой - достроили трехэтажный полукруг хозяйственного блока, и после обретения Украиной независимости, когда депутаты настояли на замене советского герба на украинский тризуб.

В архитектуре сочетаются три шестерки

Кто только не пытался объяснить неработоспособность нынешнего созыва ВР (положа руку на сердце признаем: прошлые также не блистали энергией). Самое мистическое объяснение дает историк Михаил Кальницкий: по его словам, загадка кроется в нумерологии. В фронтоне здания 6 колонн, всего в «доме под куполом» 6 подъездов. А сессионный зал Рады располагается на 650 квадратных метрах. К слову, даже порядковый номер нынешнего созыва - шестой. Поневоле задумаешься: а не игнорирует ли кое-кто из слуг народа мероприятия в парламентских стенах именно из-за совпадения трех шестерок? Ведь среди 450 нардепов наверняка есть до десяти человек, обладающих повышенной экстрасенсорной чувствительностью…

Плохое местоположение

Вторая, более правдоподобная причина нерабочего настроения нардепов - в геопатогенной зоне, самой, пожалуй, опасной в Киеве. Как выяснилось, она проходит как раз под зданием ВР. Геофизики объясняют: под таким участком земли находятся разломы земной коры, трещины в кристаллических щитах или карстовые пустоты, поэтому там часто происходит выброс или накопление земной энергии. Такие зоны тянутся на многие километры, а строить крупные здания и размещать промзоны там просто опасно - люди, находящиеся рядом долгое время, могут вести себя неадекватно.

- Между ВР и Мариинским дворцом как раз расположена очень сильная патогенная зона, - рассказывает Владимир Любарский, директор Института диагностики излучений земли. - В самой Верховной Раде я не был, но могу смело утверждать, что каждый 4-й депутат сидит в плохом месте. Одни чувствуют это, ходят по залу, другие спят, третьи вообще не могут отреагировать, потому что в плохом месте человек не может сосредоточиться на том, что он хочет сказать. Поэтому, кстати, многие депутаты выступают по бумажке. Ну и самое плохое и самое черное место в Раде - трибуна.

Подземные катакомбы и церковь

Существование геологического разлома, к слову, подтверждают и люди, увлекающиеся диггерством - то есть путешествиями по ливнестокам и канализации. Студент Максим Вороной, не раз и не два проходивший по ливнестокам вблизи здания ВР, утверждает, что подземные коммуникации, расположенные под Мариинским парком (а также под дворцом и Верховной Радой), разрушаются от резкого смещения земли.

Недавно открытый памятник Кобзарю контрастирует с «имперским стилем» сооружения.

- Бетонные укрепления фактически начали «складываться» подобно карточному домику, - рассказал Максим. - Ходить по ним стало крайне опасно, иногда с потолка падают целые куски бетона. Раньше такого не было.

Официальная версия гласит: склон холма, на котором расположена Рада, сползает в сторону Днепра со скоростью около 1 мм в год. Отсюда и вероятные разломы, и проблемы с ливнестоками. Но геологический разлом - еще не самая необычная находка диггеров под зданием парламента. Максим Вороной рассказал, что, путешествуя с друзьями по катакомбам ливнестоковых систем, неожиданно обнаружил… подземную церковь - небольшое помещение со свечами и иконами, охраняемое двумя часовыми. Чем руководствовались архитекторы Рады, когда создавали под зданием парламента часовенку, непонятно. Видимо, решили уравновесить негативную энергию, бьющую ключом из-под земли, христианскими молитвами…

Существует и система подземных переходов между зданиями Рады, Кабмина и парламентских комитетов, куда диггерам не попасть при всем желании. Коридоры освещены, хорошо проветриваются, а стены отделаны деревом - именно по этим переходам слуги народа, не желающие показываться на городских тротуарах, попадают из здания в здание.

КСТАТИ

В здании Рады появился первый кондиционер

При строительстве Дома народного представительства архитектор Заболотный применил ноу-хау, которое позволяло сохранять воздух в здании всегда свежим. Он разработал целую систему закрытых каналов с вентиляторами для подачи свежего воздуха из заборных шахт, выходящих во дворы зданий. Воздух попадал в специальные помещения, где его подогревали или охлаждали в зависимости от времени года. И даже ароматизировали. То есть в этом здании впервые в Украине применили кондиционное устройство.