МАССОВЫХ УВОЛЬНЕНИЙ В ШКОЛАХ НЕ БУДЕТ!
- Добрый день! Меня зовут Наташа. Скажите, это правда, что в Киеве из-за кризиса грядет массовое сокращение учителей?
- Нет. Хотя над тем, какие антикризисные меры предпринять, мы действительно думаем. Но могу вас заверить: никаких планов относительно увольнений учителей нет. Этот вопрос в свое время раскрутила пресса, причем совершенно безосновательно. На самом деле шла дискуссия о том, какие должны быть нормативы наполненности классов детьми. Ведь в Киеве сейчас есть школы, где по 35 учеников в классе, и есть школы, где по 15 учеников. Мы размышляли над тем, будет ли более эффективно, если эти меньшие классы объединить. Но в итоге отказались от этой идеи, потому что если помещение школы позволяет содержать существующее количество классов, то меньшая численность учеников идет только на пользу.
- Здравствуйте! Это Анна из Киева. У моего сына возникли проблемы в школе, хотя он отлично знает почти все предметы и занимает призовые места на олимпиадах. Но классный руководитель его явно невзлюбил. Куда пожаловаться на учителя, который предвзято относится к ребенку? И можно ли как-то наказать педагога, который позволяет себе называть ученика «недоумком» или «тупым»?
- У нас есть инспекция учебных заведений Киева при Главном управлении образования и науки. Инспекция - это независимая от районных управлений и школ институция, поэтому она способна объективно разобраться в ситуации. Разумеется, нас волнует этическое поведение учителей, когда они позволяют себе обзывать детей, нарушать их права. Нам известно о таких случаях, и инспекция с этим разбирается. Родители имеют право защищать своего ребенка. Если вам не удается разобраться на месте, в школе, то есть поговорить с учителем, директором, обращайтесь в инспекцию учебных заведений (тел. 272-04-82). Кроме того, в горадминистрации работает call-центр - позвонив по номеру 1551, вы также можете высказать свои претензии.
- А если ребенок учится в частной школе?
- Все частные школы Киева работают по лицензии, выданной Главным управлением образования и науки. И если в школах что-то не так и они при этом нарушают лицензионные условия, им грозит потерей лицензии. Поэтому Главное управление образования и науки, в том числе инспекция, имеет право зайти в такую школу и выяснить, что там происходит.
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА ЖЕЛАТЕЛЬНА, НО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА
- Меня зовут Виктория. Слышала, во всех школах собираются внедрять уроки утренней гимнастики. Как будут такие уроки проходить и можно ли от них отказаться? Я, например, не очень хочу, чтобы мой ребенок получал с утра нагрузку, к тому же на время уроков физкультуры принято переодеваться…
- Есть много разных мнений. В первую очередь - как проводить эту утреннюю гимнастику, какие упражнения туда будут входить. Ясно, что это не должны быть большие нагрузки, при которых ребенок вспотеет и после этого должен идти на уроки. Другое дело - оздоровительные упражнения. Нет сегодня обязательного документа, который обязывает все школы вводить эту гимнастику. Такое решение должен принимать совет школы. Если совет школы, в который входят представители родителей и педагогов, примет такое решение - пожалуйста! В некоторых школах такая гимнастика уже стала традиционной, и, по словам специалистов, она идет на пользу - бодрит детей, выводит из сонного состояния. В данном случае стоит вопрос профессиональности проведения таких утренних упражнений.
- Да, но во многих школах уроки физкультуры проводят не специалисты, а учителя младших классов.
- Это не всегда так. Многие учителя младших классов, получая подготовку учителя начальных классов, проходят курсы, как проводить уроки физкультуры. И если они берут на себя проведение таких уроков, то обязаны обеспечить качество урока. Если надлежащего качества нет, то родители всегда имеют право пожаловаться на педагога, и тогда администрация школы или управление образования должны выяснить ситуацию и предпринять соответствующие меры.
- Здравствуйте! Дмитрий звонит. Скажите, а школьные нормативы по физкультуре действительно отменены со следующего года?
- Да. Ситуация тревожная - дети нередко получают различные травмы именно на уроках физкультуры. Как ни прискорбно, но здоровье нашей нации сейчас значительно ухудшилось. И те нормативы, которые были нормой для детей того же возраста, скажем, лет 10 назад, сегодня создают угрозу для здоровья нынешнего поколения. И потому Министерство образования и науки упразднило упражнения, которые определяют уровень развития на выносливость и скорость, к примеру кросс, быстрый бег… Отменены и конкретные нормативы по упражнениям. Сегодня мы ориентируем учителей физкультуры в первую очередь на коллективные, командные игры. Очевидно, это сложнее, чем просто организовать работу по сдаче нормативов. Новые подходы требуют дополнительной подготовки педагогов.
СОБЕСЕДОВАНИЕ С ПЕРВОКЛАССНИКОМ НЕ МОЖЕТ ПРОХОДИТЬ ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ
|
- Добрый день! Мой ребенок идет в школу в этом году. Нам сказали, что нужно пройти собеседование. О чем там будут спрашивать? Есть ли смысл специально готовиться?
- Сейчас идет приемная кампания в первый класс. В Киеве 55 процентов школ с углубленным изучением предметов, гимназии, лицеи, где есть прогимназические, пролицейные классы. Они имеют право на конкурсный прием в первый класс и предусматривают собеседование. В другой части школ, если это простая общеобразовательная школа, не должно быть никаких собеседований. Если такая школа находится в районе вашего проживания, то она должна зачислять ребенка в первый класс. Вы как мама можете прийти в школу, там должен быть уголок для родителей первоклассников, где есть темы собеседования в случае, если оно предусмотрено в школе. Как правило, ребенку могут задать вопросы и попросить решить задачки на логическое мышление и общее развитие.
Если это школа с углубленным изучением иностранных языков, то могут быть просьбы повторить определенные звуки иностранного языка, чтобы посмотреть, не имеет ли ребенок дефектов речи, которые могут не позволить ему освоить сразу иностранный язык. Отмечу, что собеседование с ребенком не должно проходить более получаса и родители должны при этом присутствовать.
- А кто проводит такие беседы?
- Специальная комиссия, которая создана в школе. В ее состав входит психолог. Кстати, на сайте Главного управления образования можно ознакомиться с приказом о приеме детей в первый класс - там все подробно расписано, что школа имеет право делать по отношению к родителям и чего не имеет. В частности, школа не имеет права требовать от вас любые деньги якобы на развитие школы, перед тем как вы засчитаны в первый класс. Потому что вы еще не стали членом родительского сообщества школы.
- Сколько часов должны учиться первоклассники?
- У первоклассников длительность урока 35 минут. Как правило, в день 4-5 уроков, между которыми есть физкультминутки. Если первоклассники остаются в учебном заведении на полный день, в учреждении должны быть предусмотрены игровая комната и комната отдыха, где детей кладут спать на тихий час.
- А после того как ребенок стал первоклассником, школа может требовать деньги?
- Школа не имеет права требовать, тем более не имеют права требовать денег директор и педагогический коллектив. У нас есть приказ Главного управления образования и науки, который подобное строго запрещает. Если такие факты подтверждаются, то педагогам грозит за это выговор. Но хочу заметить, что во всех странах и во все времена школа поддерживалась родителями. Потому что у школ с родителями общий интерес - их дети. Однако поддерживать можно только в меру своих возможностей и желания. И в данной ситуации оптимальная форма - родительский комитет, родительские организации или фонды, которые сами собирают деньги, например на новые шторы или дополнительные ремонтные работы. Деньги распределяют сами родители, в руки к учителям они не попадают. Хотя существует и другая проблема - нередко бывает так, что родительский комитет определяет какую-то сумму, например собирать по 300 гривен. Но не все могут сдать эти деньги, и с этим нужно считаться. Никто не имеет права репрессировать как-то ребенка, оказывать на него психологическое давление, потому что родители ученика не могут в силу определенных причин сдать такие деньги. Это серьезная проблема, сейчас, к сожалению, очень много таких конфликтов…
ДОСЬЕ «КП»
Лилия Михайловна Гриневич родилась 13 мая 1965 года во Львове. В 1987 году с отличием окончила Львовский госуниверситет имени Ивана Франко (специальность «биохимик-преподаватель»). Работала учителем, завучем, директором школы, преподавателем в вузе. Защитила кандидатскую диссертацию по вопросу децентрализации управления образования в современной Польше (стажировалась в Варшавском университете). С 2003-го принимала активное участие в создании системы внешнего оценивания знаний в Украине в качестве директора Центра тестовых технологий, а впоследствии - директора Украинского центра оценивания качества образования. С октября 2006 года - начальник Главного управления образования и науки КГГА.
Замужем, двое детей - сын и дочь.