В последнее время многие ждут вступления в силу нового ГОСТа по маркировке пищевой продукции. С 1 мая всю информацию о составе и способе приготовления продукта мы должны увидеть на этикетке…
Что должно быть на упаковке по новым правилам
Новый стандарт на пищевые продукты вступил в силу еще 1 ноября прошлого года. Он требует от производителей указывать на упаковке и этикетке пищевых продуктов все ингредиенты, которые входят в состав продукта, и называть продукты своими именами, а не выдавать за другую продукцию.
Окончательно новый ГОСТ начнет действовать с 1 мая.
Изменения коснулись нескольких популярных продуктов. Например, сливочного масла. На упаковке должна быть информация о том, что продукция изготовлена из животного жира - на основе натуральных сливок. Если в состав этого продукта входит растительный жир, то его надо называть спредом.
Похожие правила и относительно маркировки сгущенного молока. Если в его состав входит 90% пальмового масла вместо молока (в Украине довольно много продается такой «сгущенки»), то на этикетке должно значиться: «растительный сироп».
Также в описании продуктов на этикетке обязательно наличие информации о способе его обработки: «обновленный», «пастеризованный», «стерилизованный», «охлажденный», «замороженный» и т. д.
А вот если производитель захочет написать что-то типа «выращенный без использования химических удобрений» или «не содержит консервантов», то он обязан подтвердить эту информацию в органах здравоохранения.
Кроме того, по ГОСТу название продукта как общее, так и собственное должно находиться на лицевой стороне упаковки и быть хорошо видным. Запрещается использовать брендовые названия с какими-либо добавлениями. То есть если колбаса «Докторская» и приготовили ее по классической рецептуре, то она так и должна называться. И никаких приставок типа «Люкс», «Экстра» или «Новая»!
«У нас игнорируют даже законы, а уж ГОСТы…»
Правда, как оказалось, радоваться по поводу того, что мы теперь будем больше знать о том, что едим, рано.
- Этот стандарт ничего нового не принес, - сказали нам в Госпотребстандарте. - Он не является обязательным к исполнению. Если формально подходить к этому вопросу, то производитель может не выполнять требования ГОСТа, если он докажет контролирующим органам, что исполняет нормы законодательства…
Выходит, если вместо конфет нам не начнут подсовывать цианистый калий, а в пакеты с соком - подливать мочу, то все останется по-прежнему. Хотя, конечно, добросовестные производители будут выполнять и новые ГОСТы, только такие у нас далеко не все.
|
- Зачем нужен был новый ГОСТ, я не понимаю, - говорит президент Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «ТЕСТ» Валентин Безрукий. - У нас есть Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Закон «О защите прав потребителей». И в первом, и во втором документе указаны требования к маркировке.
Думаю, что все эти «новые правила» выведены, чтобы просто изобразить деятельность. Этот ГОСТ делался не бесплатно - для его разработки выделили деньги, а результат работы нужно продемонстрировать. И если наши производители игнорируют даже законы, и при этом с ними никто не борется, то ГОСТ они проигнорируют тем более. Если же их и заставят написать информацию о составе продукта крупным шрифтом, то он может так сжать его по горизонтали, что вы все равно ничего не поймете. Найти лазейки всегда можно…
По мнению чиновников, большинство производителей все же стараются соблюдать необходимые требования по маркировке. Например, на баночке со сгущенкой многие указывают, что в состав входят растительные жиры. Правда, мелким шрифтом и информацию эту нужно долго искать. Но юридически нормы закона соблюдены. Зато обманывают при этом крупным шрифтом - вместо «растительный сироп» пишут «сгущенное молоко». И пока никого не наказали.
Почему молчит государство?
Накануне корреспонденты «КП» отправились в ближайший продмаг за сливочным маслом. На витрине - товар в ассортименте. Видов 10, не меньше. Чтобы выбрать лучший, рассматриваем упаковку.
Отличить настоящее масло от растительного эквивалента (спреда) очень сложно. Казалось бы, если на упаковке значится «солодковершкове», то подразумевается, что в ней находится именно сливочное масло. Ничего подобного! В составе - растительные жиры. А значит, перед нами спред.
Да, как утверждают эксперты, «лазеек можно найти множество», но некоторые наши производители ленятся сделать даже это и попросту игнорируют нормы законов.
- Чаще всего производители не указывают полный состав, - объясняет Валентин Безрукий. - Например, пишется «Йогурт клубничный», а самой клубники там нет и никогда не было! На упаковке должно быть полностью расписано, какие ингредиенты имитируют клубнику, но и этого не пишут. Что должно в этом случае делать государство? Серьезно наказать нарушителя: снять товар с реализации, выписать штраф. Но такая продукция у нас с прилавков не изымается…
Почему? Вопрос риторический. Все просто - одни ленятся, другие делятся… Тут уж и прокуратуре впору поинтересоваться, почему законы не выполняются.
P.S. Казалось бы, с ноября месяца была масса времени, чтобы адаптировать упаковки к новым требованиям. Но полгода для наших производителей оказалось мало. В Госпотребстандарте нам сказали, что огромное количество упаковок еще не использовано. И если сейчас начать их переделывать, то убытки будут заложены в цены. То есть производители не просто игнорируют законы, но еще и шантажируют - мол, если хотите знать правду, то за это придется платить дороже.
Кроме того, ходят слухи, что ГОСТ по маркировке пищевой продукции снова перенесут - теперь до января. Это значит, что с 1 мая отличить по упаковке масло от спреда, сгущенку от пальмового суррогата, а квас от газировки с ароматными красителями и всякими там Е-666 нам вряд ли удастся.
Как изменятся этикетки по новому стандарту
- Масло сливочное. Продукция, которая изготовлена из животного жира, должна называться «спред».
- Икра черная зернистая не может быть белковой, иначе на этикетке должно значиться «Икра белковая».
- Квас - только та продукция, которая получена в результате брожения. Иначе это просто «напиток газированный».
- Соки. Нектары нельзя называть соками.
- Если есть красители, то должна быть информация об их происхождении - «натуральные», «синтетические» или «искусственные».
- Обязательно наличие информации об обработке продукта, использовании биологически активных добавок и генетически модифицированного сырья.
- Название товара следует писать буквами не менее 5 мм, а цвет шрифта должен отличаться от цвета этикетки, чтобы можно было легко прочитать текст.
В ТЕМУ
Когда в колбасе появится мясо?
Еще одно нововведение, которого ждут потребители, это введение более жестких стандартов при производстве мясных изделий. Согласно новым требованиям, которые пока только анонсируются, в колбасе высшего сорта должно использоваться исключительно мясо, а не соя и другие примеси. И такое нововведение ожидалось сначала в прошлом году, затем - в апреле нынешнего, но его снова перенесли! Теперь новая дата появления настоящей колбасы - 1 января 2010 года.
Однако, как говорят эксперты, даже с нового года мы ее можем не увидеть. Если производители не успеют переоборудовать предприятия, им могут дать новую отсрочку. Естественно, никто не будет спешить переходить на новые стандарты, которые повысят цены на конечную продукцию, особенно в условиях кризиса.
Да и далеко не всем окажется по карману колбаса, изготовленная полностью из мяса. Некоторые производители прогнозируют, что кило такой продукции вырастет в цене как минимум в полтора раза. То есть за килограмм хорошей колбасы придется платить не менее 100 гривен.