Таганке - 45: Режиссер Юрий Любимов не взял в свой театр детей Андропова

23 апреля 45-летие отметил один из самых легендарных театров Москвы - достопочтимая и многострадальная Таганка.

В эпоху Высоцкого Театр на Таганке гремел на всю страну, терпел гонения, являлся «островком» инакомыслия, экспериментальной свободы и будоражил умы. Народ ломился в этот театр, дневал и ночевал в очередях в билетную кассу, а одной из самых крутых взяток того времени, как рассказывал актер Вениамин Смехов, был лишний билетик на спектакль Таганки. В честь юбилея мы решили вспомнить основные вехи жизни театра и пообщались с теми, кто в нем работал.

Диссидент Маяковский

Любимовская Таганка всегда терпела гонения и нападки. Ни один спектакль не утверждался без переделок. Однажды чиновники из Управления культуры потребовали «убрать антисоветский подтекст из стихов Маяковского». Стихотворение «Юбилейное» было разыграно как пьеса. Четверо из пятерых Маяковских вели со своего памятника ночной диалог с Пушкиным - Высоцким.

Одно место игралось так:

Смехов - Маяковский: - Хорошо у нас в Стране Советов...

Высоцкий (нервно перебивает): - Можно жить?!

Смехов (уклончиво): - Работать можно… дружно…

Этот диалог убрали.

- Однажды на середине был остановлен спектакль, на сцену вышла дама из райкома и громогласно велела зрителям уходить, мол, спектакль несет антипартийные настроения, - рассказал работник театра. - Зрители начали свистеть и «отбили» спектакль - кто-то в зале оказался из горкома, позвонил вышестоящему начальству, и даму со сцены увели…

«Мастеру и Маргарите» помог Воланд?

- В 1967 году Любимов впервые подал заявку наверх: разрешите поставить «Мастера и Маргариту», - вспоминает актер Вениамин Смехов. - Ему ответили отказом и спустили указание думать над грядущим 100-летием Ленина. Любимов думал вместе с друзьями театра и спецами в политобласти. Готовились ставить спектакль «На все вопросы отвечает Ленин…». Но этому воспротивился Молотов, который, скривившись, высказался так: «На все вопросы даже Иисус Христос не может ответить!»... Очевидно, властям было страшно представить, какие вопросы будут задавать Ленину в этом театре...

Любимов несколько раз обращался наверх с просьбой о разрешении включить в план «Мастера и Маргариту». В том числе и накануне десятилетия театра. Не разрешили. В 1976 году Любимову в очередной раз запрещают играть «Живаго» и ставить «Самоубийцу». И вдруг - власти дают согласие на «Мастера и Маргариту». С припиской: ставьте и играйте в порядке эксперимента, то есть без денег на декорации, музыку, костюмы и реквизит… Выкрутились. Художник Давид Боровский собрал на сцене элементы декораций из других спектаклей. Костюмы, реквизит, бутафория - все было заимствовано с таганских складов… При приеме спектакля Любимов был готов к борьбе. И вдруг - спектакль принят! Никаких пересдач. Такого еще не бывало. Как говорили артисты, «это штучки Воланда». Фразу Воланда «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» цитировала вся Москва.


Своего Гамлета Высоцкий играл каждый раз, как последний.

Об интригах

Худрука Любимова журили за хитрость и интриганство - мог, не предупредив, отдать роль актера другому, вызывая ссоры и конфликты. Так он пытался воспитывать дисциплину. Когда Золотухин по требованию Любимова согласился репетировать Гамлета вместо Высоцкого (тот часто отсутствовал в Москве), Высоцкий навсегда на актера обиделся. Ушел из театра Александр Калягин, когда его сняли с роли Галилея за 20 минут до спектакля, - неожиданно подъехал Высоцкий, который играл эту роль с ним в паре. И все же Любимов умеет любить артистов и не раз прощал все тому же Высоцкому.

- Последняя декада гастролей 77-го года прошла в Марселе. Накануне финального «Гамлета» - ЧП! Сорвался Высоцкий, - вспоминает актер Вениамин Смехов. - Он с приятелем убегал от погони. Любимов и художник Боровский на такси гнались за ним от кабачка к кабачку... Высоцкий сдался. «Гамлет» состоялся. Но что это был за спектакль! За кулисами - французские врачи. Безмерные страдания больного Володи. Уколы. Контроль. Мука в глазах. Мы трясемся, шепчем молитвы - за его здоровье, чтобы выжил, чтобы выдержал эту перегрузку. Врачи поражены: человека надо госпитализировать, а не на сцену выпускать… За полчаса до начала, когда Высоцкий с гитарой уже устроился у стены, Любимов позвал всех артистов за кулисы. Хорошо зная, какие разные люди перед ним и кто из них как именно его осуждает за «мягкотелость» к Володе, он говорил жестко, внятно и даже враждебно: «Вот что, господа. Вы взрослые люди, и я ничего не буду объяснять. Сейчас вам идти на сцену. Врачи очень боятся: Володя ужасно ослаблен. Надо быть готовыми и надо быть людьми. Советую вам забыть свое личное и ситуацию видеть с расстояния. Высоцкий - не просто артист. Если бы он был просто артист, я бы не стал тратить столько нервов и сил… Это особые люди - поэты. Мы сделали все, чтобы риск уменьшить. И врачи здесь, и Марина прилетела. Вот наш Стас Брытков - могучий мужик, я его одел в такой же свитер, и, если что, не дай бог, Стас появляется, берет принца на руки и быстро уносит со сцены, а ты, Вениамин, выйдешь и сымпровизируешь в размере Шекспира: «Опять ты, принц, валяешь дурака! А ну-ка, стража, забрать его!» По ходу сообразишь. Ну с богом, дорогие мои...» Когда все было позади, Любимов сообщил: «Такого «Гамлета» я ни разу не видел! Прекрасная работа!»

Уважил просьбу председателя КГБ

Не все знают, что нередко поддерживал Любимова Андропов. Оказывается, он был благодарен режиссеру за то, что тот не принял в труппу Театра на Таганке его детей, которые мечтали играть на легендарной сцене. Но те все же связали свою жизнь с театром - Игорь Андропов женился на актрисе Людмиле Чурсиной, а Ирина побывала замужем за актером Маяковки Михаилом Филипповым.

Громкие романы

Таганка гремела не только спектаклями, но и романами.

Высоцкий просил Любимова принять в труппу возлюбленную Марину Влади, но тот отказал - мол, хватит с меня твоих пьянок.

В театре играла актриса Таня Иваненко, которая родила внебрачную дочку от Высоцкого, о чем в театре помалкивали. Много обсуждался любовный треугольник из трех артистов Таганки - Нина Шацкая была замужем за Золотухиным, но у нее начался роман с Леонидом Филатовым, за которого она потом вышла замуж.

А Золотухина за глаза называли «скандалом театра» - он стал двоеженцем: официально зарегистрирован с женой Тамарой, а фактически живет с партнершей по сцене Ириной Линдт, которая родила ему сына.

Скандальным был развод ведущего артиста Таганки Вениамина Смехова - он оставил жену и двух дочек, увлекшись молодой поклонницей.

Страсти кипели в жизни Фарады и его будущей жены Полицеймако, которую Семен отбил у мужа.

КСТАТИ

Сегодня в труппе Театра на Таганке работают два молодых артиста с красноречивыми фамилиями - Высоцкий и Любимов (однофамильцы знаменитостей). Они - актеры новой смены театра.

Алла ДЕМИДОВА: «Высоцкий помогал мне играть наркоманку!»

Алла Демидова, уйдя от Любимова, стала рулить собственным театром.

- В последний год жизни Высоцкого мы делали с ним спектакль по Теннесси Уильямсу. В конце жизни ему надоело быть только артистом, он мечтал о режиссуре, поэтому пробовал себя в роли постановщика пьесы, где были заняты только два актера - я и он. Мы по сюжету были братом и сестрой, а по профессии - тоже актерами. Я наркоманка, так что Володя мне точно описывал, что должна была чувствовать моя героиня. О его пристрастии я знала и до этого: была единственным человеком в театре, посвященным в эту тайну. Второй, кто знал, - его друг, поставщик наркотиков.

Я раньше об этом не распространялась, но сейчас уже все пишут, так что могу рассказать. Когда мы вместе играли в «Гамлете», где я была Гертрудой, на сцене просто физически почувствовала, что из него бьет энергия. У меня поползли мурашки по телу. Я зашла за его спину - ничего нет. Опять стала перед ним - чувствую поток. И тогда мы стали об этом говорить и вместе разрабатывать теорию психической энергии. Я потом ее искала у экстрасенсов, в буддизме, йоге и тому подобном. А Высоцкий - в наркотиках. Это ведь тоже очень сильный источник энергии, выходящей из определенной чакры.

Кто не знает эту теорию, скажу, что у человека семь чакр, и они расположены по линии позвоночника. Актеры пользуются в основном нижней - сексуальной. Иногда так темпераментно играют, что даже попы сжимаются. И действует! Зрителям такие исполнители очень нравятся. Высоцкий играл анахатой - грудной чакрой. Она бьет энергией, как луч карманного фонаря. Сбоку ее не чувствуешь, и зрители, сидящие в зале по краям, ничего не воспринимали, зато у тех, кто в центре, мурашки бегали. Мы с Высоцким долго это обсуждали, и он меня предостерегал не прикасаться к наркотикам, так как знал, чем все заканчивается. Но шел на это сознательно. Потом нас спрашивали: почему его не остановили? Но это все равно что хватать голыми руками взлетающий самолет.