Как живется киевским трамваям?

Все чаще можно слышать от коммунальщиков, дескать, дни столичных трамваев сочтены…

После войны линию в Пущу-Водицу быстро восстановили (1949 год).

 Но мы узнали, что никуда трамвайные маршруты не денутся. К примеру, в этом году транспортники снова запустят скоростной трамвай и отремонтируют самые старые колеи в Пуще-Водице. Один из наиболее запоминающихся и романтичных маршрутов - № 12. Пока его не начали реконструировать, «Комсомолка» решила проехаться в Пущу-Водицу в гости к историку и заодно разузнать интересные моменты из прошлого киевских трамваев.

САМЫЙ СТАРЫЙ ТРАМВАЙНЫЙ ПУТЬ

До революции 1917 года в поселок Пуща-Водица, где обосновались дачи многих киевлян, курсировали два маршрута - №19 и №20. Трамвай №19 был настолько востребован, что к нему даже добавляли прицепы.

- После революционных событий этот маршрут возобновил свою работу под №12, так как трамвайные маршруты в городе сократились, - рассказывает киевский историк Владислава РОЩИНА. - Так в 1922 году трамвай получил новое имя, хотя в целом все осталось по-прежнему. Линии трамвая №20 были утеряны, и двенадцатый номер стал возить пассажиров в Пущу в одиночку. Этот маршрут всегда пользовался большим спросом и ходил с интервалом в 20 минут.

Без каких-либо изменений №12 просуществовал до Великой Отечественной войны. В это время к нему на подмогу присоединили еще один маршрут и дали прежний номер - №19.

- К середине 1944 года трамвайные пути и сам маршрут полностью восстановили после военных действий, - говорит Владислава Васильевна. - На протяжении многих лет №12 продолжал следовать через лес, чем не переставал удивлять киевлян. Только представьте: вы едете по городу - и тут в одну секунду оказываетесь в глухом лесу! 

Так выглядит трамвай №12 сейчас.

Трамвай №12 сегодня один из старейших городских маршрутов, и главное - его путь сохранился с XIX века практически без изменений.

СЛЕЗЫ ИМПЕРАТРИЦЫ И КАЛАНЧА ПОСРЕДИ ЛЕСА

Маршрут трамвая №12 начинается на Контрактовой площади, которая стала сердцем столицы после того, как в конце XVIII века в Киев перенесли ежегодные Контракты - самую известную в южной части империи ярмарку. Далее трамвайчик бежит по улице Фрунзе к Куреневке.

- В ХVII-ХVIII веках на Куреневке стояли сторожевые казацкие курени, - рассказывает профессор истории Александр СОБОЛЕНКО. - Этот микрорайон был известен производством кирпича.

На месте современной улицы Автозаводской, через которую проходит маршрут трамвая до самой площади Шевченко, когда-то располагался район Приорка. В старину там находились села и около сотни винокуренных заводов, которые вошли в городскую черту в 1880 году.

Месячный проездной билет образца 1935 г.

Проехав Куреневку и Автозаводскую, трамвай направляется к площади Шевченко мимо парка с необычным названием «Кинь-Грусть». По легенде, продолжила наша собеседница, в 1787 году Киев проездом посетила императрица Екатерина Вторая со своим любовником князем Потемкиным. Она пребывала в ужаснейшем расположении духа. Увидев живописную лесную местность, князь молвил Екатерине: «Матушка, кинь грусть!» Императрица оценила пейзажи, воспряла духом и разбила небольшой лагерь на этом месте.

- Сразу после «Кинь-Грусти» начиналась лесная зона Пущи-Водицы, - рассказывает киевский историк Владислава Рощина. - Эти леса известны с XI века как место княжеской охоты. В 1724 году здесь было создано лесное хозяйство. А в 1890-х городская дума основала дачный поселок, который вскоре стал поселком городского типа. Одна из самых загадочных остановок по требованию перед окончанием 12-го маршрута - «Каланча». Это одно из лучших шашлычных мест в Киеве. Среди старинных высоких деревьев можно отыскать раритет - самый большой в обхвате (5,7 м) 350-летний дуб, в народе прозванный «Баю-бай».

Маршрут №12 заканчивается на 14-й линии Пущи-Водицы, которая помнит своих первых дачников еще с XIX века.

СПРАВКА «КП»

Маршрут №12 проходит: ул. 14-я линия - ул. Николая Юнкерова - ул. Краснофлотская - Лесная трасса - ул. Пуща-Водицкая - пл. Тараса Шевченко (автостанция «Полесье») - ул. Полярная - ул. Автозаводская - ул. Семена Скляренко (ж/д ост. «Вышгородская») - пл. Фрунзе - ул. Фрунзе - ул. Щекавицкая - ул. Константиновская - ул. Спасская - ст. м. «Контрактовая площадь».

Время работы: с 05.45 до 22.30; интервал 19-22 мин.

Продолжительность маршрута: 1 час 12 мин.

Протяженность линии: 19,15 км.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Киевский трамвай соорудили по проекту инженера Струве в 1892 году.

Первая линия протяженностью 1 км проходила по Александровскому (ныне Владимирскому) спуску.

В 1893 году началось движение трамваев на Печерск. Трамваи быстро стали основным транспортом для киевлян. За год от небольшой линии электрического трамвая доход не только окупил все расходы по строительству и эксплуатации, но и перекрыл убыточность всех линий конки и парового трамвая, длина которых к тому времени достигла 19 км.

В 1978 году в столице завершено строительство первой в СССР скоростной трамвайной линии протяженностью 9,25 км с пятью сложными транспортными развязками.

Сейчас в столице 23 трамвайных маршрута, а всего было 26, некоторые в разные годы закрывались.

КСТАТИ


Проездной билет на трех участках маршрута.

В ближайшей перспективе коммунальные службы столицы планируют:  

НА ЗАМЕТКУ

Киевский музей электротранспорта: ул. Филатова, 22/8, тел. 594-18-03. Работает по предварительной записи.

В ТЕМУ

В столице можно заказать свадьбу в трамвае

Комитет «Киевляне за общественный транспорт» совместно с КП «Киевпастранс» предлагают горожанам оригинальную услугу - аренда трамвая.

- Мы советуем киевлянам и гостям столицы прокатиться на ретротрамвае и в вагоне-кафе, - рассказывают в депо. - Можно не только совершить познавательные прогулки по городу с экскурсоводом, но и отгулять свадьбу, юбилей, выпускной вечер или день рождения.

Открытый ретротрамвай начнет катать киевлян уже в мае. Маршрут для праздника можно выбрать на свой вкус: Подол, Куреневка, Оболонь, Набережная Днепра, Отрадный, Борщаговка и, конечно же, Пуща-Водица.

Стоимость аренды - 250-350 грн. за час в зависимости от времени суток.