В харьковском джазе - только ученые!

В ХИСИ играет джаз-бенд из профессоров, кандидатов и докторов наук. Музыкой технари занимаются в ущерб своему свободному времени, но никак не работе со студентами.Вряд ли найдется во всей Украине еще один подобный коллектив. Конечно, есть оркестры и в других вузах, но все они состоят из приглашенных профессиональных музыкантов.

Есть вещи, которые требуют очень большой усидчивости

Есть вещи, которые требуют очень большой усидчивости

«Очень сложно пережить первые несколько минут на сцене»

 В университете же строительства и архитектуры в джаз-бенде под названием «Семь плюс один» все музыканты - в первую очередь строители. И не просто строители, а профессора, кандидаты и доктора наук, заведующие кафедрами и даже проректоры! И даже солистка бенда Евгения Еленец - студентка первого курса архитектурного факультета.

Дмитрий Гончаренко, проректор по научной работе, доктор технических наук, профессор, играет в джаз-бенде на трубе. На концертах трубач волнуется так, как если бы отвечал у доски на семинаре.

- На сцене волнуюсь еще больше, чем когда захожу в аудиторию к студентам. Дело в том, что инструмент у меня очень громкий, страшно, что все услышат какие-то ошибки, и это, конечно, накладывает отпечаток. Особенно сложно пережить первые несколько минут на сцене, но потом как-то успокаиваешься, приходишь в себя, - признается профессор.

Дмитрий Федорович в юности пел в хоре. Затем, когда повзрослел, стал играть в эстрадных оркестрах. И вот уже будучи проректором, задумал создать настоящий вузовский оркестр.

- Когда я был маленьким, джаз был у нас под запретом, а запретный плод сладок, - вспоминает Дмитрий Гончаренко. - Ну и, знаете, о вкусах не спорят. Все, кто у нас играет, обожают джаз. Это возможность самовыразиться.

 «Иногда приходится достаточно менторски решать вопросы»

 Единственный приглашенный музыкант, который в то же время выполняет роль учителя и дирижера для коллектива, - это Сергей Давыдов, джазовый пианист, доцент Харьковской консерватории. Он работает с бендом уже около 10 лет, готовил его на юбилейный концерт в феврале («Семь плюс один» отмечал десятилетие), а также на выступление в фестивале Kharkiv Zajazz Fest где кандидаты и доктора покорили зал искренностью своего исполнения.

- Кроме джазовых стандартов, мы играем еще и песенные формы, те песни, которые помнит и любит наше поколение, - рассказал Сергей Давыдов. - Безусловно, виртуозничать с технической точки зрения мы не можем и вряд ли сможем, но мы к этому и не стремимся - главное, чтобы оркестр вкладывал в игру свою душу.

На репетициях, которые проходят в актовом зале ХИСИ, - никаких иерархических условностей. Звание кандидата или доктора наук не избавляет его обладателя от таких обязанностей, как старание и послушание.

- Все отличаются яркой индивидуальностью, - рассказывает Давыдов. - И у каждого может быть свое представление о том, как должен звучать оркестр. Тут уже приходится брать власть в свои руки и достаточно менторски решать вопросы, для того чтобы коллектив пошел в правильном направлении.

 Осенью строители-джазмены сыграют в Коктебеле

 Сейчас Сергей Давыдов начал готовить «Семь плюс один» к Коктебельскому международному джазовому фестивалю, на который коллектив собирается поехать в этом году. Поэтому репетиции никто не пропускает - только по уважительным причинам.

- Когда нет концертов, расхолаживаешься, играешь два раза в неделю, - говорит Дмитрий Гончаренко. - Но когда подходят вот такие ответственные моменты, мы мобилизируемся и репетируем каждый день. Конечно, в ущерб чему-то. Наверное, в ущерб отдыху. Я уже выпустил около 30 кандидатов наук, двух докторов, сейчас готовлю третьего и не могу допустить, чтобы он не в срок защитился. Поэтому за счет выходных пытаюсь держать себя в форме.

Профинансировать поездку пообещала харьковская областная организация профсоюза работников образования и науки.

Никто из строителей еще не был на таких масштабных фестивалях, и это будет совершенно новый опыт для харьковских музыкантов. Однако никакой робости они перед коллегами-профессионалами не испытывают.

- Мы хотим доказать, что можем участвовать в подобных мероприятиях. И, конечно, хочется посмотреть на уровень коллективов. Мы понимаем, кто мы. Наверное, и окружающие понимают, - говорит Дмитрий Федорович.

 Вадим Всеволодович Калюжный, заведующий кафедрой архитектурных конструкций, кандидат технических наук, доцент. Тенор-саксофон.

 - Джазовую музыку полюбил с 1944 года, когда мне было восемь лет. Я посмотрел фильм «Серенада Солнечной долины», и с тех пор обожаю джаз. Но у меня никогда не было желания распрощаться со своей работой в вузе. И наука, и музыка - полноценные стороны моей жизни.

 Евгений Григорьевич Докторов, доцент кафедры физико-химической механики, кандидат наук. Альт-саксофон и сопрано-саксофон.

 - Джаз - это вся моя жизнь, начиная с 1955 года. В студенчестве играли даже ночью, вахтеру приходилось нас выгонять. И вот всю жизнь по двум специальностям иду. Каждая из областей невероятно глубока и объемна по своему содержанию. Без музыки смог бы, наверное, как-то, но было бы скучнее.

 Дмитрий Федорович Гончаренко, проректор по научной работе, доктор технических наук, профессор. Труба.

 - У меня две трубы - одна на работе, другая дома. Еще я бы, может, хотел научиться играть на рояле, но… Возможно, когда уйду на пенсию, куплю самоучитель и буду заниматься. Есть вещи, которые требуют очень большой усидчивости.

 Кипенский Константин Владимирович, заведующий лабораторией кафедры инженерной геодезии. Тромбон.

 - Я начал заниматься музыкой с 13 лет, потом лет в 15 узнал, что такое джаз, и после этого неразрывно с ним связан. Очень люблю наш коллектив: дружественная обстановка, споры возникают очень редко, спорим о стиле игры, о триольности мышления.

 Владимир Васильевич Дементьев, старший преподаватель кафедры архитектурных конструкций. Гитара.

 -  Играю уже лет 40. Мне это ужасно нравится, ведь нас никто не принуждает, ни спасибо, ни денег - только для себя. Поэтому пропускаю репетиции только в экстренных ситуациях.

Юрий Владимирович Журавлев, профессор кафедры автоматизации производственных процессов, бас-гитара.

 - Для меня слово «джаз» расшифровывается как одно известное японское хокку - «Дольше жизни аккордов звуки». Это не просто музыка, а способ жизни. Чем дальше, тем больше в моей жизни импровизации, мне даже родные говорят, что я изменился.

 Евгений Васильевич Федорец, кандидат технических наук, доцент. Ударные.

 - На втором курсе, это еще в пятидесятые годы, у меня прорезалось чувство ритма. Сначала на чемодане играл, а потом у нас организовался оркестр, ну так и пошло.

 Евгения Еленец - студентка первого курса архитектурного факультета.

 - Занимаюсь музыкой с 7 лет, закончила музыкальную школу по классу академического вокала и сейчас занимаюсь эстрадным, а в бенде перестраиваюсь на джазовый. Проблем с общением в коллективе нет - я воспринимаю их как простых людей, а не профессоров. Поправляют - я делаю то, что хотят.

ъ