«За русские деньги мы получили патриотическую ленту!»

Художник-постановщик «Тараса Бульбы» Сергей Якутович представил на выставке «Гоголь» киноэскизы к нашумевшему фильму.

Вот уже неделю в кинотеатрах страны идет «Тарас Бульба». И вот постановщик картины Сергей Якутович приоткрыл завесу художественной стороны создания фильма, представив в Украинском доме столицы киноэскизы.

Сын великого мастера Георгия Якутовича, создателя образного ряда фильма «Тени забытых предков» Параджанова, показал на выставке батальные сцены казацких битв, композиции полетов ведьм, фигуры старосветских помещиков и еще пару десятков портретов Гоголя.

Интересно, что выставка в Киеве открылась сразу вслед за парижской - в штаб-квартире ЮНЕСКО, где Якутович представлял гоголевскую тему от Украины и России.

«Комсомолка» пообщалась с Сергеем Георгиевичем накануне киевского вернисажа. 

- Сергей, какие у вас впечатления от «сотрудничества» с Гоголем?

- Николая Васильевича иллюстрировал еще мой отец: «Вия», «Вечера на хуторе близ Диканьки»… И он всю жизнь мечтал сделать «Тараса Бульбу», но так и не отважился. А мне повторял: «Ты должен!» А я терпеть не мог эту повесть. Но с возрастом, став отцом двух детей, стал относиться к произведению с большим пониманием.

Над темой Гоголя я работал больше 5 лет. В 2003 году вышла книга «Тарас Бульба» с моими иллюстрациями. Она имела феноменальный успех, мгновенно разошлась, и даже у меня не осталось ни единого экземпляра.

А потом появился Владимир Бортко и с легкой руки Богдана Ступки пригласил меня делать фильм «Тарас Бульба». До этого он меня не знал, но увидев мои иллюстрации, сразу сказал: «Работаем!».

Я за два года сделал больше тысячи раскадровок. Информация из меня била ключом, но Бортко постоянно сдерживал. Заворожить, как наших режиссеров, его было невозможно: он точно знал, чего хочет, и постоянно гасил мои творческие порывы. Было тяжело, ведь изнеженная украинская душа любит взаимопонимание. Но я своей толерантностью добился большего, чем те, кто конфликтовал с россиянами.

Сейчас счастлив, что все это осилил, выжил и даже ни с кем не поссорился. В картине было три художника, но мне пришлось рисовать буквально все - от трубки Тараса Бульбы до поместья, которое потом строили для фильма. Еще патронировал костюмы, реквизит и грим.

Якутович перевоплотил литературные образы Гоголя в киноперсонажи.

- У нас фильм «Тарас Бульба» обвиняют в антиукраинской направленности…

- Глупости, просто кому-то это нужно. Там идет речь о русской земле, а не России. Так величали нашу землю еще с времен Киевской Руси. Украинцами нас назвали только в XVII веке, а события фильма разворачиваются еще в шестнадцатом. На польских картах того времени так и написано: «Руське воеводство» - с центром в Киеве.

Кстати, я только приехал из Каменца-Подольского, где прошла премьера. Тысячи людей выходят зареванными, и никому нет никакого дела до этой тягомотины. Только обиженные люди говорят эту ерунду. Но это их проблема. Не понимаю, почему украинские власти не додумались купить и переозвучить картину?! Мы бы всех обманули - за русские деньги получили бы свою национальную картину.

Фото Максима ЛЮКОВА

В ТЕМУ

В Украине «Тараса Бульбу» режут и сокращают

От Богдана Ступки «Комсомолка» узнала, что во время премьеры в Каменце-Подольском из «Тараса Бульбы» было вырезано 20 минут экранного времени - все сцены после убийства Андрея и до сожжения Тараса Бульбы. Оправдались просто: из-за длинной пресс-конференции организаторы сочли возможным сократить ленту, чтобы успеть на следующий сеанс.

Богдан Сильвестрович возмущен таким варварским нарушением авторских прав.