Новогвинейские дикари «сидят» на «Мивине» и бегают за водкой в соседний городок ФОТО

Запорожский путешественник Валерий Кеменов несколько дней жил с дикарями.

Мужчины из племени яли лишь слегка прикрывают мужское достоинство чехлом из высушенной тыквы. А особо заслуженные - юбками из лиан.

Запорожец Валерий Кеменов - профессиональный биолог и известный в регионе коллекционер экзотических животных. По роду своей деятельности ему пришлось стать и заядлым путешественником. Валерий уже побывал в Южной Африке, на островах Ява и Бали, в Таиланде, Малайзии, Сингапуре, Эквадоре, Ботсване, Камбодже… А не так давно вернулся из центральной части Новой Гвинеи. Валерий и его друзья стали первыми украинцами, которые ступили на земли, где по сей день живут дикие племена и растут древовидные папоротники - ровесники динозавров.

КАННИБАЛИЗМ УПРАЗДНИЛИ 

Перед поездкой Кеменов перечитал книгу «Путешествие на Берег Маклая» (северо-восточный берег Новой Гвинеи назван так в честь великого русского этнографа и путешественника Николая Миклухо-Маклая).

- Я был очень удивлен, когда увидел у папуасов такие же каменные топоры, какие в XIX веке описывал Маклай! Даже привез себе парочку на память, - рассказывает Валерий.

До недавнего времени в Новой Гвинее процветал каннибализм. Местным властям это, конечно, не нравилось, поэтому для обеспечения безопасности туристов постановили: все приезжие должны брать разрешение в полиции, сообщить свои данные и обозначить приблизительный маршрут экспедиции. Чтобы знали хотя бы, в каком котелке их потом искать.

Для своего нелегкого, но увлекательного путешествия Валерию Кеменову и его двум друзьям пришлось нанять проводника-переводчика, повара и семерых носильщиков.

- В Новой Гвинее в обиходе около 800 языков. Что ни деревня - свое языковое сообщество, поэтому без местного провожатого  никак, - объясняет Валерий. - Нашим переводчиком был папуас племени дани. Дани - относительно цивилизованные аборигены, дети их даже учатся в школе, а некоторые знают английский язык.

Еще совсем недавно в Новой Гвинее каннибализм был обыденностью. Так что биолог Валерий Кеменов, можно сказать, рисковал жизнью, отправляясь в папуасскую глушь.

СТАРЕЙШИНА ЯЛИ СПИЛСЯ

До поселения дикого племени яли экспедиции пришлось добираться 12 дней по непроходимым джунглям.

Папуасы с белыми людьми впервые познакомились не более пятидесяти лет назад, но с тех пор в их жизни мало что изменилось. Разве что появились металлические котелки и сковородки. Крошечные аборигены (рост самого высокого ялийца - полтора метра) по-прежнему ходят обнаженными. Женщины носят некое подобие мини-юбки, но очень уж мини, а мужчины на свое мужское достоинство надевают котеку - нечто вроде длинного чехла из высушенной тыквы. Особо заслуженным воинам позволены юбки из лиан.

Яли занимаются земледелием, выращивают корневище таро, сладкий картофель батат, бананы, кукурузу, табак.

В городок Вамена - единственное поблизости цивилизованное место - три дня пешего пути, но это не мешает яли бегать туда на базарчик. Причем подобные пристрастия нехорошо сказываются на здоровье, а иногда и жизни крошечных яли. Так, один из старейшин деревни попросту спился и преждевременно умер. Но, похоже, печальный опыт соплеменника не заставил дикарей одуматься. Они по-прежнему вкушают все радости жизни.

В Вамене папуасы покупают нужные в хозяйстве лопаты, ножи, котелки, сковородки. Иногда можно встретить ялийских женщин, щеголяющих под пестрыми китайскими зонтиками.

Из еды предприимчивые аборигены почти ничего не покупают. Носят на продажу собственноручно выращенный батат и кукурузу. Единственный продукт питания фабричного изготовления, который пользуется у яли огромной популярностью, - сухая вермишель «Мивина»! Дорога через джунгли полностью утрамбована обертками от этого фастфуда.

На все вкусняшки и вредности, которые дикари покупают в деревнях, нужны деньги. И они умело раскручивают любопытных белых людей на покупки. За индонезийские рупии Валерий Кеменов приобрел у яли много занимательных вещичек: бамбуковые лук и стрелы, кинжал из кости казуара (лесного страуса) и шапку из его же перьев, украшенную перышками райских птиц. У папуасов такую носят только по праздникам. Все это обошлось путешественнику в копеечку.

- Мужчины яли носят гораздо больше различных украшений, чем женщины, - рассказывает путешественник. - Они вставляют в нос кабаньи клыки, носят разнообразные медальоны и плетеные шапочки. Раньше их делали из натуральных волокон, но с приходом цивилизации папуасы стали покупать на базаре капроновые нитки.

ЗА КАБАНЧИКА ЗДЕСЬ МОЖНО КУПИТЬ СЕБЕ ЖЕНУ

Женщины и мужчины из племени яли живут в своей деревеньке раздельно, то есть по принципу «девочки - налево, мальчики - направо». Дети - с матерями, но мальчики с четырехлетнего возраста переселяются в «мужской дом».

С рассветом (часов в шесть утра) женщины берут в охапку детей и отправляются в поле или на огород. Мужчины тоже уходят по своим делам. Утром никто не завтракает - могут перекусить разве что на работе. Трудовой график у прекрасной половины папуасов тяжелый - с утра и до позднего вечера. Правда, день на экваторе короткий: в шесть пополудни уже темнеет, и свои жилища яли освещают примитивными масляными светильниками. После возвращения домой барышни готовят ужин и кормят своих мужей и детей. В конце дня сытые и уставшие мужчины сидят у костра и курят.

Такой упорядоченный образ жизни может нарушить только война. Причина до неприличия однообразна - взяться за луки и копья яли могут в том случае, если вдруг в одном из хозяйств исчезнет свинья! Жирненькие хрюши у папуасов на вес золота, а потому за упитанного кабанчика можно даже купить себе жену.

Кроме того что мужчины периодически воюют за свиней, у них есть и другие обязанности - они строят высокие заборы вокруг огородов и делают загоны для скота, а иногда расчищают джунгли для новых полей. Еще они ходят на охоту с маленькими собачками. Жертвами становятся дикие свиньи, кус-кусы (маленькие сумчатые зверьки), а в случае неудачной охоты и сами собачки.

УМЕРШИХ КОПТЯТ И ПОТОМ ХРАНЯТ

У племени яли, как и положено, есть шаман, который, помимо различных обрядов, выполняет роль лекаря. Но, кроме отваров и амулетов, никаких подручных средств у него нет.

Если в поселении кто-то умирает, его методом копчения превращают в мумию, которую потом хранят вместе с остальными мумиями в мужском доме, но никому не показывают. Дело в том, что яли верят в духов предков, которые, по их поверьям, часто посещают мир живых, поэтому они и боятся их разгневать.

Праздники у папуасов случаются нечасто - только когда кто-то из племени играет свадьбу либо же какой-нибудь мальчик яли проходит обряд инициации, то есть становится мужчиной. Тогда могут и свинью зажарить… А так ходи вокруг нее целый год и облизывайся, зажевывая полусъедобным корешком или новогвинейской морковкой…

БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ

Настоящие черепа не пропускают на таможне

Путешественник частенько из поездок возвращается с очередным набором масок. Из Малайзии Валерий Кеменов привез маску, сделанную из корней бамбука, а из Африки - черно-белую маску смерти, на Шри-Ланке приобрел маски-обереги, которые защищают их владельца от различных напастей, а в джунглях Амазонки едва не купил у кровожадного племени Шуар засушенные головы врагов!

- Мне предлагали купить оригинал, но я, к счастью, отказался и приобрел реплики (дубликаты). Бог отвел, - улыбается Валерий. - На таможне при выезде из Эквадора мой багаж просто вывернули наизнанку. Искали наркотики. Если бы нашли настоящие черепа, я мог бы надолго там остаться.