На этой неделе Верховная Рада наконец назвала дату выборов главы государства - они пройдут 25 октября. То есть уже скоро. Политики долго не могли определиться с вероятной датой голосования. Называли и декабрь 2009-го, и даже январь 2010 года. Разночтения возникли из-за того, что предыдущие президентские выборы оказались не совсем обычными, а голосование шло в три тура.
Но, видимо, страсти между Секретариатом, все время намекающим на необходимость роспуска Рады, и собственно Радой накалились настолько, что депутаты поддержали предложение «самооборонца» Геннадия Москаля - и из всех возможных выбрали ближайшую дату. Решение нардепов означает, что избирательная кампания начнется уже в первый месяц лета. «Комсомолка» решила разобраться в особенностях предстоящих выборов.
Выборы по-бедному
В последнее время у нас каждый год - выборы. Их давно перестали воспринимать как стихийное бедствие, мало того - научились на них зарабатывать. Последняя избирательная кампания в Раду запомнилась четкими «прайсами» для населения: повесил у себя на балконе плакат в поддержку той или иной политической силы - получил 200 - 300 гривен. Неплохая прибавка к пенсии или небольшой зарплате. Наверное, поэтому многие обрадовались, узнав, что скоро Украину опять раскрасят в оранжевые, белые и бело-голубые тона.
Но нынешние выборы особенно украинцев не обогатят. Причина - кризис. У спонсоров политсил закончились средства.
Как следствие, придется экономить. Эксперты уже подсчитали, что на выборы в этот раз претенденты потратят вполовину меньше средств, чем в 2004 году.
- Сами политики стали бережно относиться к деньгам. Да и непонятно, за что бороться - сейчас президентское кресло уже немногого стоит, - рассуждает Артем БИДЕНКО, руководитель Ассоциации внешней рекламы Украины. - Если учитывать рост курса доллара, то нынешние выборы будут на 40 процентов дешевле, чем прошлые. То, что раньше стоило миллионы долларов, сейчас обойдется в миллионы гривен. Вдобавок политсилы начнут экономить. Если в прошлый раз на «наружку» потратили в целом 20-25 миллионов долларов, причем одна политсила тратила до 8 миллионов «зеленых», сейчас та же партия потратит до 10 миллионов гривен - кризис виноват.
Агитировать начнут «от дома к дому»
Но и это не все. Эксперты отмечают, что прежние методы ведения избирательной кампании окажутся неэффективными даже не из-за отсутствия денег. У украинцев к ним выработался стойкий иммунитет.
- Стандартный «шоу-рекламный» подход, когда политики не сходят с экранов телевизоров, а в городах проводится масса бутафорских митингов - скучающие статисты машут флагами и ждут появления главного героя, который зачитает по бумажке подготовленный текст, - будет неэффективным, - прогнозирует политтехнолог Сергей ГАЙДАЙ.
- Как же по-новому будут агитировать украинцев на этот раз?
- Думаю, пришло время сменить нынешний подход на своеобразный сетевой маркетинг, когда сторонники той или иной силы самоорганизовываются, агитируют своих соседей и знакомых и даже собирают средства в поддержку своего кандидата. Этот метод сработал на президентских выборах в США. Впрочем, хоть и модно говорить о том, что он принес победу Обаме, - размещать ролики на телевидении и ставить билборды гораздо привычнее.
У Центризбиркома денег тоже нет
Есть проблемы и с финансированием выборов государством. По словам члена ЦИК Михаила ОХЕНДОВСКОГО, средств, предусмотренных в Госбюджете, хватит только на проведение первого тура.
- На момент, когда ЦИК рассматривала этот вопрос, нельзя было исключать того, что избирательный процесс может проходить в двух бюджетных годах - 2009 и 2010, - говорит он. - Суммы в 712 млн грн., предусмотренной в бюджете, достаточно, чтобы провести 25 октября первый тур голосования. Теперь мы надеемся, что парламент внесет изменения в закон о бюджете.
Так что решение Рады о переносе даты президентских выборов, которое спикер Владимир Литвин успел уже окрестить «политическим», все еще достаточно «сырое» - то есть требует дополнительных голосований, что может превратиться в настоящую проблему, особенно если вспомнить о неоднородности правящей коалиции и блокаде трибуны Партией регионов. А учитывая, что на середину осени эксперты прогнозируют пик экономического кризиса - для Украины выборы станут настоящим испытанием.
КСТАТИ
Кандидатов будет гораздо меньше
По оценкам Комитета избирателей Украины, из-за финансового кризиса количество кандидатов будет меньше, чем в 2004 году. Участие в гонке примут не больше 20 кандидатов, из которых не больше 10 смогут получить свыше 1 процента голосов избирателей.
- На ход избирательной кампании достаточно радикально повлияет экономический кризис, - говорит председатель правления КИУ Игорь ПОПОВ. - Каждый новый его этап будет неожиданностью для большинства избирателей. И именно поэтому могут посыпаться рейтинги всех нынешних политических лидеров, именно поэтому может радикально измениться риторика выступлений действующих политиков и новых политиков. Из-за экономии средств лидеры гонки откажутся от технологии регистрации большого количества «технических кандидатов».
В ТЕМУ
Календарь выборов
- 27 июня: начало избирательной кампании;
- 28 июня - 22 июля: выдвижение кандидатов на пост президента, сбор подписей;
- 27 июля: последний день, когда кандидаты могут предоставить Центризбиркому свои регистрационные документы и залог (500 тысяч гривен);
- 1 августа: день, до которого ЦИК обязана зарегистрировать всех кандидатов в президенты;
- 24 октября: конец избирательной кампании;
- 25 октября: первый тур голосования.