В октябре Николаю Караченцову будет 65. И, как выяснилось, в свой день рождения он может выйти на сцену Театра эстрады и исполнить роль Бориса Пастернака в спектакле «Люблю - и больше ничего» по пьесе Аллы Азаровой (речь там идет о взаимоотношениях между поэтами Пастернаком, Цветаевой и Рильке). В пятницу, 27 марта, в «Интерфаксе» прошла пресс-конференция по этому поводу. Но еще накануне жена актера Людмила Поргина дала обширное интервью «Московской правде» (эта газета активно помогает в организации спектакля): поведала, что еще до аварии Караченцов успел исполнить роль Пастернака в радиоверсии постановки. А сейчас Поргина так представляет себе спектакль в Театре эстрады: «Коля выйдет на сцену, вздохнет, может, сядет в кресло, начнет перебирать листки каких-то рукописей или как-то по-другому будет существовать на сцене... Зазвучит (в записи) его мощный голос - любовное послание к Марине Цветаевой...»
На пресс-конференции подчеркивали: спектакль может оказать благотворный эффект на здоровье Караченцова (сейчас его лечением занимается Валентин Дикуль). Сам актер не произнес ни слова. Поргина спросила его: «Коля! Ты не боишься? Скажи нет!» Николай мотнул головой.
МНЕНИЯ
Никто не спорит с тем, что работа - если, конечно, она любимая - может вылечить. А Караченцов обожал театр. Может, возвращение к зрителям, которые тоже по нему соскучились, подарит положительные эмоции, которые остро необходимы актеру? Сейчас не происходит ничего страшного: ему ведь никто не собирается давать роль Гамлета и заставлять фехтовать на сцене. Это возвращение скорее символическое. Рассматривайте его как элемент терапии. Ну или часть юбилейных мероприятий. Он почувствует, что по-прежнему нужен зрителям, а зрители - что в нем остались силы.
Затея с Караченцовым, ходящим по сцене под фонограмму, кажется дикой и унизительной для него. Конечно, до октября далеко, и состояние актера может улучшиться. А вдруг нет? И он, привыкший шлифовать свои роли, покажется на сцене немощным, больным человеком, не способным внятно произнести сложную реплику? Может, стоит сперва вылечить Николая Петровича - как минимум полностью восстановить его речь?
Поргина, любой ценой пытаясь вытащить мужа на сцену, старается доказать: с ним все более-менее нормально. Караченцова снова и снова жалеют, а Поргина оказывается в лучах всеобщего внимания. Чем-то она напоминает заботливую мамашу, которая в день рождения ставит пятилетнего сына на табуретку и заставляет читать стихи.
Да, здесь тоже речь идет о дне рождения - только ситуация другая. Просто так умиляться не получится. И очень может быть, что юбилей Николая Петровича окажется более печальным зрелищем, чем заслуживает этот замечательный актер.
Фото: ИТАР-ТАСС