Нитка жемчуга под кокетливо расстегнутым воротником белой блузы и задорный блеск в глазах премьера контрастировали с глухим тяжелым платьем, в котором Леди Ю красовалась в пуританской Японии, и лучше всего свидетельствовали о том, что она успела не только отойти от долгого перелета, но и осмыслить визит в Страну восходящего солнца. В субботу премьер отчитывалась о своей поездке, главный итог которой можно резюмировать так: высокие технологии и инвестиции в обмен на продукты.
Япония импортирует 60% продуктов. Стало быть, в импорте украинской снеди заинтересована куда больше, чем Европа и Россия. А, по словам Юлии Тимошенко, в ответ японцы готовы реконструировать украинскую ГТС и систему водоснабжения, поработать над энергосбережением - любимым коньком Страны восходящего солнца. Заинтересовались потенциальные инвесторы и усовершенствованием наших теплостанций, коммунальных котельных и даже готовы научить использовать метан, образующийся в шахтах при добыче угля. Перечень достижений премьер увенчала самым ощутимым из них - и одновременно единственным реально достигнутым результатом поездки на Восток.
- Украина продала Японии часть своей квоты на выброс вредных парниковых газов. В 2009 году, благодаря фактически уже подписанным контрактам, Украина получит - прошу внимания - 4,5 миллиарда гривен деньгами, - Тимошенко сосредоточенно смотрела в телекамеры, словно пробуя на вкус каждую букву в слове «миллиард». - Контракты подписаны, первые суммы поступят в апреле! Причем эти деньги ни в коем случае не будут проедаться на социальные издержки. Все они, до последней копейки, будут направляться на реконструкцию, модернизацию, замену котельных...
«Предварительные договоренности» - словосочетание, метко вплетаемое премьером в «отчетный» текст - должны непременно вылиться в реальные контракты. «Я в это верю», повторяла премьер. А поддержание веры Тимошенко возложила на Виталия Гайдука, руководителя группы советников при премьер-министре: именно ему она поручила координировать японско-украинские договоренности. Его же Юлия Владимировна прочит в вице-премьеры по экономическим вопросам. Единственная причина, по которой Гайдук все еще не входит в состав Кабмина, - это несогласие Верховной Рады. По данным «Комсомолки», та же причина препятствует и вхождению в состав правительства некоторых других персон украинской политики, например Сергея Тигипко, которого прочат на должность министра финансов вместо отставленного Виктора Пинзеника.
Впрочем, журналистов интересовали вовсе не кадровые ротации в Кабмине, а возможность получения Киевом кредита для покрытия дефицита национального бюджета. Уже под конец пресс-конференции Леди Ю наконец удовлетворила их любопытство - по ее словам, Япония рассматривает возможность выдачи такого займа.
- Киев ничего не просил, японцы сами все предлагали! - предупредила Леди Ю заготовленные реплики журналистов, иронизирующих насчет заграничных вояжей властей предержащих. А на замечания экспертов о том, что Украина выставляет себя не в лучшем свете, выпрашивая кредиты, отрезала:
- Я хотела бы опровергнуть заявления о том, что Украина выступает в роли нищего. Во время мирового кризиса нам как никогда выгодно заниматься модернизацией своей экономики, поскольку упали цены, а потом, когда они снова поднимутся, Украина выгодно отдаст эти кредиты!
Об одном только премьер, вдохновленная японским турне, предпочла не вспоминать. Есть у восточных людей психологическая особенность: те же японцы, искренне глядя в глаза, клянутся в вечной дружбе - но как только самолет с гостем на борту скрывается за облаками, тотчас забывают о данных обещаниях, которые и обещаниями-то назвать сложно.