Была ли эта смерть случайной? Или с известным политиком расправились его враги? Однако ответов на эти вопросы по-прежнему нет...
Версию покушения даже не рассматривали
Ранним утром 25 марта 1999 года автомобиль лидера Руха Toyota Corolla столкнулся на шоссе с КамАЗом с прицепом. А уже на следующий день тогдашний министр внутренних дел Юрий Кравченко заявил:
- Версию покушения на Вячеслава Чорновила мы даже не рассматривали. Он и его водитель погибли в результате ДТП.
Уголовное дело по факту случившегося было закрыто уже в июне 1999 года. Но 4 апреля 2005 года экс-генпрокурор Святослав Пискун возобновил следственные действия. Приблизительно в это же время министр внутренних дел Юрий Луценко назначил на должность своего советника полковника милиции Виктора Степаненко и поручил ему заняться расследованием загадочной гибели политика.
- Юрий Витальевич раньше не работал в системе МВД, - говорит в эфире программы «Знак оклику!» на канале ТВI генерал милиции, народный депутат Геннадий Москаль. - Он пришел в милицию с Майдана и, как и многие другие, свято верил в легенды Руха. А главная из них заключается в том, что Вячеслава Чорновила убили.
Виктор Степаненко сразу принялся за дело. Был проведен ряд экспертиз (в том числе и в Польше), которые должны были пролить свет на обстоятельства аварии. Кроме того, сделали эксгумацию и токсикологическое исследование останков рабочего александропольского агрохозяйства «Луговское» Ивана Шолома. В момент автокатастрофы этот человек находился в кабине КамАЗа и, по слухам, мог являться координатором операции по устранению политика. После ДТП он уехал в Волынскую область, где спустя некоторое время умер якобы от сердечного приступа.
- Эксперты установили, что Иван Шолом скончался от ишемической болезни сердца, - рассказал Виктор Степаненко в интервью «Комсомолке» (см. «КП» за март 2006 года). - Но в то же время в его организме были найдены тяжелые металлы, содержание которых превышало допустимые нормы.
Каким же образом эти вещества попали в организм умершего? И в каком положении находился в момент ДТП злополучный КамАЗ? (По одной из версий, он разворачивался, по другой - стоял на месте.) Увы, некоторые исследования противоречат друг другу.
И, вероятно, поэтому Генпрокуратура не спешит с комментариями, ссылаясь на тайну следствия. А Виктор Степаненко вскоре покинул систему МВД и теперь занимается бизнесом. Но по-прежнему дает интервью журналистам и утверждает, что, скорее всего, лидера Руха преднамеренно убили.
- Если это убийство, что же он этого не доказал? - горячится Геннадий Москаль. - Кто ему мешал довести расследование до конца? Я занимал в 2005 году должность заместителя министра внутренних дел, и полковник не единожды приходил ко мне за помощью. Ему ни в чем не было отказа! Может быть, он понял, что зашел в тупик? Мне еще 10 лет назад было ясно - это ДТП, а не убийство!
- Но в 1999 году вы работали в Крыму…
- Да. Но у меня есть опыт расследования убийств, и он позволяет мне анализировать общеизвестную информацию и делать выводы.
«Оставьте, наконец, мертвых в покое»
В январе этого года подлили масла в огонь и руховцы. Народный депутат Ярослав Кендзьор заявил, что после аварии Вячеслав Чорновил и его водитель были еще живы. А неизвестные преступники якобы добили их кастетами. Но эту версию опроверг сын политика Тарас Чорновил:
|
Согласен с этой точкой зрения и Москаль. Он уверен, что дело лидера Руха раздувается исключительно в политических целях.
- Надо собраться с духом и признать, что причиной гибели Вячеслава Чорновила является обычная авария, - говорит он. - Оставьте уже, наконец, мертвых в покое.
Можно соглашаться с таким мнением или нет. Но следствие действительно длится уже очень давно. А результатов все нет и нет. Может быть, и не стоит ждать?
ЕСТЬ ВОПРОСЫ
За годы расследования уголовного дела о гибели лидера Руха так и не появились ответы на вопросы:
- Почему в иномарке политика не сработали подушки безопасности?
- Куда подевалась видеокассета с записью полковника милиции в маске, который утверждал: гибель Вячеслава Чорновила была результатом спецоперации по его устранению. Подчеркнем, что, по словам народного депутата от БЮТ Григория Омельченко, в 1999 году она находилась у экс-главы СБУ Евгения Марчука.
- Почему еще в 1999 году отправили в лом авто Toyota Corolla? Машина могла бы многое «рассказать» специалистам о причинах и обстоятельствах ДТП.