16 марта Венецианская комиссия - собрание авторитетнейших европейских специалистов по конституционным процессам - дала предварительную оценку изменениям, которые украинские политсилы готовятся внедрить в Основной закон нашего государства. До украинских граждан и СМИ эту оценку пока так и не донесли. То ли просто не успели, то ли слишком уж не соответствует решение комиссии «светлому образу» парламентской республики, нарисованному реформаторами Основного закона из Верховной Рады. В кулуарах поговаривают: новую Конституцию признали «не соответствующей времени» и политическим процессам, проходящим в Украине. То есть просто недееспособной… Так ли это?
ПРИЧИНА «ПЕРЕДЕЛКИ» КОНСТИТУЦИИ - ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС
Сегодня политическая жизнь всецело зависит от финансового кризиса. Именно он оставляет Юлии Тимошенко слишком мало возможностей, чтобы продемонстрировать электорату свою заботу о нем, любимом, и именно из-за него она, будучи прагматичным политиком, старается снять с повестки дня вопрос о проведении всенародных выборов президента и перенести действо в стены парламента. Еще бы: для избрания гаранта в Верховной Раде лидерам гонки не потребуются ни масштабная рекламная кампания, ни обеспечение работы избиркомов (а это огромная экономия бюджетных средств), а главное - отпадет необходимость в деньгах спонсоров, которые в нынешнее суровое время уже не торопятся ими сорить.
Впрочем, поговаривают, Леди Ю хочет избирать президента в парламенте именно для того, чтобы сделать политические процессы предсказуемыми и исключить сюрпризы вроде 2004 года, когда распланированный до мелочей механизм выборов дал сбой и привел к акциям гражданского неповиновения.
Кроме того, в БЮТ убеждают, что всенародные выборы в условиях экономического кризиса и противостояния ключевых ветвей власти могут попросту не состояться по техническим причинам. Дескать, их могут саботировать различные властные органы - например, ЦИК, в которуюй входят представители НУ-НС, БЮТ и ПР, «споткнется» о вынесение решения о признании одного из кандидатов в президенты победителем. Либо же вынесенное решение отменит Верховный суд.
Чтобы осуществить задуманное, премьеру необходимо заручиться поддержкой второй мощной политической силы, представленной в парламенте, - Партии регионов. Там к союзу уже готовы.
- Еще есть время, и в марте или начале апреля можно проголосовать в первом чтении изменения в Конституцию, направить в Конституционный суд, получить его решение, в конце июня - начале июля проголосовать второй раз и окончательно проголосовать за изменения в Конституцию в первых числах сентября, - раскрывает карты один из главных переговорщиков от «регионов» Андрей КЛЮЕВ, выступающий совместно с группой Ахметова-Колесникова за объединение с БЮТ. Клюев добавляет: «А при наличии необходимости также возможно и проведение процедуры импичмента президента… и такая необходимость есть».
В случае если ПР и БЮТ смогут договориться о новой редакции Конституции и убедить украинцев утвердить ее на референдуме, президентские выборы пройдут «скромно и со вкусом»: кандидаты в президенты регистрируются в ЦИК, представляют свои программы на суд нардепов, после чего глава государства избирается путем парламентского голосования. Избирательная кампания сокращается до одного дня и обходится практически даром.
|
В «РЕГИОНАХ» НЕ ХОТЯТ, ЧТОБЫ БЮТ УЗУРПИРОВАЛ ВЛАСТЬ
На то, чтобы внести необходимые изменения в Основной закон, у переговорщиков от «бело-голубой» и «бело-сердечной» политсил времени еще предостаточно. Было бы желание и были бы окончательно согласованы спорные пункты новой Конституции, вызывающие дискуссию между двумя силами. По словам того же Клюева, политсилам осталось «утрясти» еще 15% от всех «проблемных» пунктов. Источники в ПР кивают на неуступчивость БЮТ, мол, у Леди Ю хотят слишком многого - согласно новой Конституции именно премьер получает полноту власти, контролирует финансовые потоки, силовые структуры и внешнюю политику государства. Кроме того, в ПР настаивают на немедленных досрочных выборах в Раду. Формально же «бело-голубая» политсила отказывает «сердечным» в союзе по одному-единственному поводу, также прописанному в новой Конституции.
- Нас не устраивает (в новом проекте. - Авт.) постановка вопроса о втором туре выборов в парламент, - рассказывает регионал Нестор ШУФРИЧ. - Именно из-за этого мы прекратили переговоры с БЮТ в декабре. Впрочем, в тот вариант Конституции, который оценивала Венецианская комиссия, этот пункт по настоянию БЮТ включили…
Именно этот вопрос вызывает больше всего нареканий и со стороны экспертов-политологов. Согласно задумке во второй тур выборов выходят две силы, набравшие больше всего голосов в первом туре, а победитель «финала» автоматически получает парламентское большинство в 226 голосов и формирует Кабмин.
- В таком случае происходит узурпация власти одной политической силой, - предостерегает политолог, советник Секретариата президента Вадим КАРАСЕВ. - Пойти на это сейчас - значит, перечеркнуть демократические завоевания.
В сильные стороны новой конституционной реформы ее сторонники записывают возможность ликвидации политкризиса, возникшего из-за дисбалансов, раздирающих власть последние 4 года, - глава государства, имеющий высокий статус, не обладает реальными рычагами власти, зато над премьером, в руках которого сосредоточены полномочия управления страной, постоянно висит дамоклов меч отставки с подачи то ли президента, то ли парламента.
- Впрочем, сегодня в Раде вряд ли наберется 300 голосов, которые проголосовали бы за единую цельную модель Конституции, - все депутаты заангажированы, - снимает с парламентариев розовые очки когда-то друг президента, а сегодня - соратник премьер-министра Давид ЖВАНИЯ. - Решать, проводить парламентские выборы, а потом - президентские, или сначала президентские, а потом - парламентские, по двухтуровой или однотуровой системе, с открытыми или закрытыми списками, депутаты просто не смогут - сегодня реально провести изменения в Конституцию невозможно. Ведь каким бы низким ни был рейтинг президента, у него всегда остается возможность заблокировать изменения.
Сам президент, к слову, так не считает. На днях он выступил с заявлением: изменения в Конституцию нужно вносить до выборов. Парламентских, которые, по мнению гаранта, нужно провести первым делом, и президентских.
ЛЕДИ Ю БОИТСЯ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ?
По словам источников «Комсомолки», приближенных к власти, в последнюю неделю Леди Ю начала страдать самым страшным для политика пороком - нерешительностью. Это проявляется как в вопросе переговоров с Партией регионов, так и в кадровых перестановках.
- После выборов в Тернополе премьер каждый день меняет свое мнение. Один день приходит и говорит: «Голосуем за кадровые перестановки!» На второй день снова все отменяет, как будто ждет подвоха, - рассказали «КП» источники, близкие к правительству.
Если Леди Ю все-таки решится, коалицию ждет очередное переформатирование. Места министров-нашеукраинцев займут регионалы (именно их активности и побаивается Тимошенко), президентское кресло с изрядно похудевшими полномочиями «резервируется» за Виктором Януковичем. Впрочем, со стороны Юлии Тимошенко это может быть очередной трюк, чтобы заручиться поддержкой временного партнера.
БУДЬ В КУРСЕ!
Какие еще новшества содержит проект новой Конституции:
- Жесткий императивный мандат (запрет на «миграцию» депутатов из фракции в фракцию)
- Исключительное право оппозиции на избрание спикера
- Избрание премьера большинством без утверждения у президента
- Премьерские полномочия расширены за счет полномочий президента: глава правительства единолично назначает всех министров, губернаторов и глав госадминистраций, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью с правом заключать международные договора
- Парламентские выборы проходят в два тура (как и президентские)