Историк Алексей ЗОТИКОВ: «На Хоревице собирались знахарки для обмена опытом, а не ведьмы на шабаш»

Со знатоком киевской старины и телеведущим Алексеем Зотиковым я столкнулась на выставке живописи.

Церковь Никольская появилась на месте трансформаторной будки.

Сразу вспомнила цикл его интереснейших передач об истории Киева и предложила рассказать читателям «Комсомолки» нечто сенсационное. Результат превзошел мои ожидания. Недалеко от редакции нашей газеты в заброшенном дворе по улице Фрунзе, 51 Алексей показал место, где бьют источники, по легенде, берущие начало в самом Иордане! А сейчас там возрождается церковь, само же место издавна называют Иорданским урочищем. Мы столько раз проходили рядом с этой свалкой и даже не подозревали, что настоящая сенсация находится на расстоянии протянутой руки! Войдя в захламленный двор рядом с нотной фабрикой, миновали собачьи будки. Дальше возвышалась недавно построенная церковь. За ней, у подножия одной из Лысых гор, увидели несколько крестов, а из-под земли действительно били два родника. t

«ОТ СТАРИННЫХ ИОРДАНСКИХ ОЗЕР ОСТАЛОСЬ НЕСКОЛЬКО РУЧЬЕВ»

- Даже в лучшие времена - в XVIII-XIX веках - это Иорданское урочище не было в числе наиболее популярных мест киевского паломничества, - пояснил неизвестность святыни наш провожатый. - Сюда по Кирилловской дороге доходили редкие паломники, начинавшие путь от Житнего торга по дороге к Кирилловскому монастырю. Улица до советских времен называлась Кирилловской и только потом была переименована в честь Фрунзе. Мы с вами зашли в Мыльный переулок, но Мыльным он стал в 30-е годы, когда взорвали церковь, а тут поставили небольшую мыловаренную фабрику, просуществовавшую до 60-х годов. Ее активно «опекал» ОБХСС, потому что она работала на киевском еврейском капитале. Так что можно было снимать пенку, устраивая бесконечные проверки. Это место еще в 70-е годы было полностью застроено деревянными домиками и голубятнями-клоповниками, которые вода подмывала каждую весну. Потому что Иорданская гора всегда «дышала» водой. Но Киев начинался именно с этой горы. А весь громадный массив - это Юрковица. Название - от Юрковского ручья, который когда-то протекал под улицей Юрковской. В летописные времена этот район назывался Хоривица - в честь Хорива, одного из братьев-основателей Киева. И я не уверен, что данная легенда принадлежит славянам. Скорее всего, она скифо-сарматская или аланская, потому что славяне были частью громадного массива народов, куда входили и тюрки, и аланы. Их ближайшие оставшиеся потомки - современные осетины, а язык - прямой потомок скифских и сарматских наречий.

На этой горе родилось несколько поколений киевлян. Еще в доисторические времена тут находилась Кирилловская стоянка эпохи палеолита. Тут обитали и охотники на мамонтов. И тогда здесь был совершенно другой пейзаж: холмы напрямую выходили к Днепру, от которого в начале XX века оставались только два старых озера, называвшихся Иорданскими. Они сейчас полностью попали в промзону, поэтому осушены и уничтожены - остались только эти родники.

«МОНАСТЫРСКИЙ ШИНОК ЗАКРЫЛИ КАК ОЧЕНЬ БУЙНЫЙ»


Иорданский источник напоит и сегодня!

- А что это за вновь отстроенная церковь?

- Гора Хоревица-Юрковица, которая потом стала называться Иорданские высоты, была одной из гор, на которых совершались языческие ритуалы, а в христианские времена тут собирались женщины на съезды знахарок по обмену опытом.

- Типа слетов ведьм?

- Да, киевляне это воспринимали как шабаши. Но в конце XI века, когда эти места уже окультуривались. Правда, то был не Подол, а село Плоское. А Куреневка начиналась от Куреневского моста. Все, включая вашу редакцию и стадион «Спартак», обитало до 1917 года в Плоском.

Здесь первая церковь появилась в конце XI века, ее фундамент раскопали на улице Юрковской. А Кирилловскую церковь, которая задает главный вектор направлений, Кирилловский шлях основывал Мстислав Великий. Но уже в шестнадцатом - начале семнадцатого века эта улица называлась не только Кирилловской, но и Иорданской. Даже были специальные Иорданские ворота, дорога от которых вела к двум женским монастырям, стоящим впритык друг к другу. Более старый назывался Иорданским. Основные его строения находились на территории нотной фабрики. Монастырь был заново основан в 1615 году, когда его возглавила жена киевского митрополита Иовы Борецкого. Они уже в зрелом возрасте приняли сан и разошлись по монастырям.

А по ту сторону горы был Иоанно-Богословский женский монастырь, от которого остался тянущийся в сторону улицы Нагорной Богуславский переулок.

Я скопировал в свое время практически все дела в киевских архивах, связанные с Иорданским монастырем. Пик его существования пришелся на время с 1720-х годов и по наполеоновские войны. А перед великим пожаром Подола этот монастырь был переведен во Фроловский. В XVIII веке тут был интернациональный состав послушниц. Интересно, что монастыри в XVIII веке имели массу привилегий, в том числе «курить вино» (гнать самогон) и тут же его разливать и продавать.  Прямо на Кирилловском тракте стоял небольшой шинок, который при Екатерине II закрыли как очень буйный. Наверное, сказывалась аура бывшей Лысой горы.

«ЛЕГЕНДА О ПОДЗЕМНОЙ РЕКЕ ПОЯВИЛАСЬ БЛАГОДАРЯ КОВШУ ПАЛОМНИКА»

- Вы говорили, что здесь источник соединяется с Иорданом…

- Эта легенда появилась примерно тогда же, когда был основан монастырь. Якобы в XII веке киевский богомолец совершил путешествие из Руси в Палестину. Как раз тогда Иерусалим завоевали крестоносцы и на карте появилось Иерусалимское королевство, которым правил король Болдуин Фландрский. Но еще с 1054 года православные монахи и миряне целыми толпами под защитой крестоносцев направлялись в святые места, связанные с началом христианского учения. Наш паломник уронил свой серебряный ковш в Иордан, и его унесло водой. А через год он вернулся сюда, на Подол, и в источнике около церкви увидел свой ковш целым и невредимым. Так родилась легенда, что здесь протекает подземная река, соединяющаяся Киев с Палестиной. Но на самом деле эта история стала популярной с появлением монастыря.

Спускаясь с подножия Лысой горы, я зашла в новую Никольскую церковь, построенную на месте трансформаторной будки, и поставила свечу. Все-таки провела два часа рядом с местом ведьм!