Наш театр взял второй приз в Питере с постановкой на украинском языке

Моноспектакль «Ну, наконец!» в исполнении Black Jack («в миру» - Сергея Москаленко) впечатлил жюри международного фестиваля «Монокль».

Но сказать, что перед зрителем проходит вся жизнь этого человека, значит не сказать практически ничего или произнести банальность

Проблемы возникли с «труной»

«Монокль» - довольно престижный международный фестиваль моноспектаклей, который раз в два года проходит в Санкт-Петербурге. Именно на этом фестивале Евгений Гришковец впервые представил свой спектакль «Как я съел собаку». Почетными гостями фестиваля в разные годы были Софико Чиаурели, Алла Демидова, Армен Джигарханян, Михаил Козаков, Сергей Юрский.

Спектакль «Ну, наконец!» по пьесе австрийского драматурга Петера Туррини в репертуаре харьковского театра «P.S.» еще с 2006 года. С ним наши земляки и отправились на фест, прихватив с собой за компанию и особенно популярную у местных зрителей «Историю медвежат панда». В результате харьковчане сразу привлекли к себе внимание, а Сергей Москаленко, актер, шоумен, телеведущий Black Jack, получил за работу в моноспектакле «Ну, наконец!» вторую премию фестиваля. Не смутило тамошнее жюри и зрителей то, что играли харьковчане на украинском. Наоборот, все говорили комплименты и заслушивались украинской речью.

- Подходили актеры, критики, зрители, говорили много добрых слов, говорили, как хорошо, что мы играли на украинском, потому что это невероятно красивый язык, - делится впечатлениями Сергей. - Принимали, и понимали, и смеялись, и язык остался где-то далеко, и стало совсем неважно, на каком языке говорить, а важно - о чем думать и как играть.

Хотя иногда, по словам Москаленко, приходилось помогать зрителю понять, что имеется в виду. Например, проблемы возникли со словом «труна». 

Сегодня герой застрелился, а завтра - остался жив 

- Сейчас я сосчитаю до тысячи и покончу с собой. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать... - так начинается пьеса.

Но сказать, что перед зрителем проходит вся жизнь этого человека, значит не сказать практически ничего или произнести банальность.

- Ее герой - экзистенциальный, кафкианский, который ищет себя и ищет мир в себе, - рассказывает о спектакле автор музыкального оформления Геннадий Фролов. - В его поступках и мыслях много гамлетовского, циничного, он постоянно рефлексирует. Но чем закончится спектакль, застрелится или нет герой, я сказать не могу однозначно. Сегодня вы смотрите - он застрелился, завтра - остался жив, послезавтра он всех возродит к жизни, а еще через день - застрелится и всех потянет за собой. Все зависит от настроения, с каким зритель смотрит пьесу.

Интересно и музыкальное оформление, за которое постановка еще в 2006 году получила Гран-при на 4-ом фестивале негосударственных театров «Курбалесия». В спектакле звучит всего-навсего одна тема, но какая!

- Она врывается в зрительный зал в конце монолога, длившегося до этого около 40 минут без единого музыкального звука. Она неожиданна, настолько бьет по голове зрителя и дает ему полет фантазии. Она не ставит точку, наоборот, дает неожиданный прорыв в иные миры, - говорит Геннадий Фролов. 

В тему 

Из города на Неве привезли грамоту и... подсвечник 

Моноспектакль - штука очень сложная, признает Сергей Москаленко: нет никого, кто бы мог помочь вытянуть какую-то сцену или дать нужный эмоциональный настрой.

- Сережа находится на таком уровне, когда ему нужно остаться наедине со зрителем, - объясняет режиссер театра «P. S.» и худрук театра им. Шевченко Степан Пасичник. - В спектакле всего лишь один стул, нет ни декораций, ни реквизита как такового. В этом и состоит ценность фестиваля - в нем могут принимать участие актеры, у которых есть право и потребность говорить.

Помимо радости от победы и бумажных грамот, «P. S.» привез с собой из города на Неве бронзовый подсвечник, врученный Сергею Москаленко Императорским ювелирным домом.