Отец харьковского киберхакера, осужденного на 30 лет в Турции: «После суда Максим пытался покончить с собой»

Родители 26-летнего Максима Ястремского, которому турецкий суд вынес жесткий приговор, подали апелляцию и готовят иск в Европейский суд.

Родители Максима уверены: их сын ни в чем не виноват.

Они уверены, что их сын отбывает чужой срок.

Напомним, Максима задержали в Анталии 26 июля в 2007 году вместе с его другом детства из Израиля. Парней взяли по наводке полиции США, которая подозревала их во взломе тысяч кредитных карт и счетов турецких банков. Через два с половиной года харьковчанину вынесли приговор - 30 лет лишения свободы.

- Жена уже в Анталии, говорит, что сын очень похудел, - папа Максима Леонид Ястремский очень волновался, беседуя с «КП». - Его несколько раз в камере сильно избили. Постоянно теряет сознание, совершенно обессилел, не может есть. Похоже, он тяжело болен. На встречу с мамой Максима вынесли на руках охранники, а наш мальчик даже попрощался с ней, представляете? А ведь мы сколько раз просили вызвать врача - у него ведь врожденная сердечная недостаточность.

- Почему же вы ждали два с половиной года, не пытались привлечь внимание международных правозащитников к ситуации?

- Максим продолжал надеяться, что выйдет на свободу. Верил в то, что приговор будет справедливым - он ведь не виноват. А после решения суда впал в отчаяние! Даже пытался покончить с собой. Господи, да какой он хакер? Он никогда не просиживал за компьютером часами - он у нас очень подвижный, любит поиграть в футбол. По образованию менеджер, а в школе по информатике вообще имел тройки!

- А что же адвокат?

- Он уверен в невиновности сына! И в заключении независимых турецких экспертов сказано: чтобы взломать локальные сети в Нью-Йорке, Максим в тот момент должен был находиться в Америке. Но он ни разу не был в США! Да только прокурор Анталии этот документ даже не стал рассматривать в суде. А еще Максим, не задумываясь, назвал турецким следователям код от ноутбука. Если бы у сына в компьютере были данные о взломанных банках, разве он стал бы это делать? Зато его друг упорно не называл пароль доступа к ноутбуку… И вот мой сын за решеткой, а его друг на свободе - его выпустили после вмешательства консула. А нашим дипломатам до моего сына никакого дела не было и нет. Потому что прогибаются перед американцами.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей КОРСУНСКИЙ, посол Украины в Турции:

- Мама Максима обратилась к нам с просьбой предоставить сыну врача, и в Анталию уже выехал почетный консул - он встретится с Максимом и возьмет у него заявление на оказание медпомощи. Дело в том, что для властей Турции обращение мамы - чистые эмоции, ведь она не медик. А перевести заключенного в больницу могут при наличии заявления от него самого. 

Приговор мы тоже считаем достаточно жестким. Но Максим сам нанял себе адвокатов, к нам не обращался за помощью. Более того, ни разу не писал жалоб по поводу содержания под стражей. Со дня ареста Максима его дело у нас на особом контроле, мы просили турецкие власти 115 раз о возможности встретиться с украинцем. На суде наш представитель также интересовался вопросом экстрадиции, но нам категорически отказали. Сейчас пытаемся добиться пересмотра приговора, потому что если он вступит в действие, то будет работать везде - в том числе в Украине.