Экс-министр топлива и энергетики Иван ПЛАЧКОВ: «Украина может обеспечить электричеством всю Словакию»

Бывший чиновник, а ныне депутат Киевсовета ответил на вопросы читателей «Комсомолки».

ГАЗОВЫЙ ВОПРОС

- Здравствуйте. Елена Дубенская звонит вам. Скажите, сколько в ближайшее время будет стоить газ для третьей и четвертой категорий потребителей?

- Я думаю, что в первом квартале цены меняться не будут. В дальнейшем роста не избежать. Хотя, полагаю, нужно менять сегодняшнюю тарифную политику. К сожалению, только в нашей стране определили 15 категорий потребителей, в том числе 8 - для населения. По моему мнению, всех потребителей нужно подразделить на население, бюджетные организации, промышленные предприятия и предприятия ЖКХ. А вот простых людей нельзя делить на бедных и богатых. Ведь кто-то, возможно, дома готовит корм для домашних животных, потребляя при этом газа столько, сколько олигарх - для отопления огромного дома.

Считаю, что социально незащищенные слои населения должны получать адресные компенсации напрямую. Так, как это делается во всем мире.

- Добрый день. Это Тарас звонит. Может ли Украина быть энергонезависимой?

- Сейчас энергозависимость Украины в целом по первичным энергоресурсам - газу, нефти, углю - составляет 60%. Из них 40% - газовая составляющая. Сегодня Украина потребляет 75 млрд кубов газа. В энергетической стратегии, которая была разработана в 2005 году и принята правительством, предусматривается, что до 2030 года мы снизим потребление газа до 49 млрд кубов. При этом стратегией предусмотрено увеличение добычи газа с 20 млрд кубометров до 28 млрд. Таким образом, нам нужно будет закупать около 20 млрд кубов.

Если станем снижать потребление, Россия будет заинтересована, чтобы покупали газ у нее, тогда мы сможем диктовать цены.

Второй ресурс для снижения энергозависимости - атомная энергетика. Сегодня в Украине около половины электроэнергии производится на АЭС. Во Франции, например, эта цифра составляет 70%. Следует отметить, что уровень безопасности наших атомных станций достаточно высок, так как после Чернобыльской аварии были проведены колоссальные мероприятия под контролем

МАГАТЭ по повышению безопасности станций. Поэтому мы можем увеличивать выработку электроэнергии на АЭС. Более того, в Украине добывают уран, который является топливом для атомных реакторов.

А еще у нас колоссальные возможности по выработке бурого угля. При проведении реконструкции и модернизации на теплостанциях нужно переходить на это топливо. Мы посчитали, что поэтапно к 2015 году можно снизить зависимость от импортного топлива до 40%, а к 2030 году - до 20%.

При этом у нас есть возможность экспорта электроэнергии в страны Восточной Европы. Мы этим не занимаемся, не интегрируем нашу энергосистему с европейской. Сегодня Украина в состоянии обеспечить электричеством в часы пик всю Словакию. Наша система запараллелена с Россией. В Европе - дефицит, а мы продавать им электричество не можем. Когда я был министром, мы уже в 2008 году планировали начать экспорт в ЕС. Но после отставки правительства Еханурова программа была остановлена, и этот потенциал мы не используем.

ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА?

- В связи с непростыми взаимоотношениями Украины и России Европа задумалась о строительстве газопроводов в обход нашей страны. Насколько реальны такие идеи и опасны ли они для Украины?

- Сегодня Украина транспортирует 112-120 млрд кубов газа в год. При повышающемся уровне потребления в Европе прогнозируется, что объем вырастет до 150 млрд. Но ЕС будет увеличивать объем потребления и дальше. Однако российская сторона не хочет весь транзит отдавать нам и ищет обходные пути. Даже если построят и задействуют Северный поток, он не станет альтернативой тому объему газа, который проходит через Украину. Он будет прокачивать дополнительные объемы. Вокруг этого много шума, данная ситуация обыгрывается политиками, СМИ, но, я уверен, Украина в ближайшие лет 10-15 станет основным транзитером газа в Европу.

- Беспокоят вас из Киева. Петр Николаевич звонит. Сегодня Юлия Тимошенко много говорит о переходе на биогаз. Как вы оцениваете эту идею?

- Идея очень хорошая. Надо использовать все возможные ресурсы. Нам необходимо заниматься производством не только биогаза, но и биодизеля, биоэтанола. Мировая практика показывает, что до 10% всего потребляемого объема энергоресурсов можно заменить биотопливом.

Украина на единицу ВВП использует газа в 4 раза больше, чем в среднем по Европе. Поэтому нам необходимо сократить его потребление, а параллельно переходить на альтернативные источники.

Иван Плачков: - И Румыния, и Украина говорят, что вышли победителями из спора за Змеиный.

БЕНЗИН ДОЛЖЕН ПОДЕШЕВЕТЬ

- Это Александр из Киева звонит. Вы были министром топлива и энергетики. Скажите, почему нефть упала до 33 долларов за баррель, а у нас цены стоят на месте?

- В 2005 году, когда нефть начала резко дорожать - с 35 до 70 долларов за баррель, мы удерживали цены на бензин. И хотя считали, что цены должен регулировать рынок, все же делали интервенции светлыми нефтепродуктами из Белоруссии и Прибалтики, чтобы сдержать подорожание.

Раз в неделю, а иногда и дважды, собирали в правительстве всех руководителей нефтеперерабатывающих предприятий и определяли граничную рентабельность последних. Мы не писали им директивы, но показывали их сверхприбыли, и они соглашались удерживать цены.

Сейчас, я думаю, эта работа не ведется, и нефтетрейдеры стараются заработать побольше. Полагаю, сегодня правительство недорабатывает в данном направлении. При такой ситуации с газом, при политической нестабильности в парламенте им просто не до этого.

- Вы можете спрогнозировать, какая цена должна быть на бензин?

- Думаю, он должен стоить на 10-20% меньше, чем сегодня.

СУД ПРИНЯЛ МУДРОЕ РЕШЕНИЕ

- Добрый день. Анна беспокоит. Вы были губернатором Одесской области. Скажите, кто выиграл в споре за Змеиный?

- Там нет выигравших и проигравших. Этот спор продолжается более 100 лет, с момента образования Румынии как государства. Началось все после первой русско-турецкой войны. Юг Бессарабии много раз переходил из рук в руки, эта территория принадлежала и царской России, потом в 1856 году перешла к Румынии, через 20 лет - опять России, дальше передавалась из рук в руки в 1918 году, в 1940 году - по пакту Молотова-Рибентропа, а в 1944 году ее опять вернули Советскому Союзу.

В споре было два принципиальных момента. Во-первых, Румыния признавала Змеиный не как остров, а как скалу, которая должна принадлежать Румынии. Во-вторых, это акватория Черного моря, где большие запасы нефти и газа. Суд в Гааге принял очень мудрое решение. И Румыния, и Украина говорят, что вышли победителями из спора. Суд решил, что это украинский остров. Но он настолько маленький, что не позволяет изменить акваторию от береговой линии с учетом острова. Так получилось, что по той акватории, которую определили, основные разведанные запасы газа и нефти остались на территории Украины. Потому мы и говорим, что Украина удовлетворена результатом этого решения Гаагского суда.

Прямую линию подготовили и провели Николай ЛЕЩУК, Валерий Жевачевский и Андрей ГАЦЕНКО.

ДОСЬЕ «КП»

Иван Плачков родился в селе Криничное Болградского района Одесской области. Окончил Одесский политехнический институт. Кандидат технических наук. В 1980-1993 гг. - машинист-обходчик, старший машинист, заместитель начальника цеха, начальник цеха киевской ТЭЦ-5. 1993-1999 гг. - заместитель директора, главный инженер, и.о. генерального директора, председатель правления АЭК «Киевэнерго». С февраля по декабрь 1999-го - министр энергетики Украины. С января 2000-го по февраль 2005 г. - снова глава правления - гендиректор АЭК «Киевэнерго». С февраля 2005-го по август 2006 г. - министр топлива и энергетики Украины в правительствах Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова. С августа 2006-го по ноябрь 2007 г. - глава Одесской облгосадминистрации. С ноября 2007-го - советник президента Украины Виктора Ющенко. С августа 2008-го - заместитель главы Государственного управления делами, депутат Киевсовета, член Блока Виталия Кличко.

ЕСТЬ ВОПРОС

Кто ответит за холодные батареи?

      - Добрый день! Беспокоит вас Наташа, Киев. В свое время вы возглавляли «Киевэнерго». В этом году в столице отключали тепло и горячую воду. Кто виноват - энергетики или мэр?

- Я думаю, что виновников много, но прежде всего это сегодняшняя киевская власть. Я работал руководителем «Киевэнерго» 10 лет, и было всякое. Но мы всегда работали скоординированно с мэрией. В те годы тоже перекрывали газ. Это случалось 5 раз. Но мы вместе с мэром, руководством НАК «Нафтогаз», премьером или вице-премьером садились за стол переговоров и решали этот вопрос в течение нескольких дней. Бывало, что в «Киевэнерго» мазута оставалось только на два дня, но мы не допускали отключения тепла.

Самое интересное, что основные фонды «Киевэнерго», «Киевводоканала» и «Киевгаза» находятся в коммунальной собственности и принадлежат громаде Киева. Но нынешней властью они отданы в управление на 15 лет акционерным компаниям. И я как депутат Киевсовета уже больше чем полгода не могу выяснить, где же 13% акций «Киевэнерго», которые принадлежали муниципалитету, кому они проданы, почему мэр и его замы не управляют коммунальными структурами? Они не то что не управляют, но даже не знают, что там творится, и эти структуры работают сами по себе. А у них одна задача - выбить деньги и обеспечить интересы их хозяев.

Мэр и его замы уничтожили систему ЖКХ. Если Киев будет еще 2-3 месяца так работать - я имею в виду обеспечение электричеством, теплом, водой, газом и канализацией, - то процесс может быть уже необратимым. Придется десятилетиями работать, чтобы стабилизировать ситуацию.