Николай Мельниченко сам вышел на связь с «КП», прочитав во вчерашнем номере интервью с Леонидом Кучмой. Именно в тот день, когда Виктор Ющенко заявил, что выделит деньги на очередную экспертизу «пленок Мельниченко», их автор решил напомнить, что на них не только сведения об убийстве Гонгадзе. В кабинете бывшего президента майору удалось записать еще много чего интересного.
- Николай Иванович, Леонид Кучма в интервью заявил, что вы единственный человек, который не заинтересован в раскрытии дела Гонгадзе...
- На воре шапка горит, что же ему остается говорить? Когда я прочитал это его высказывание, у меня сложилось впечатление, что в скором будущем он потребует, чтобы миллионы украинцев и я, в том числе, принесли ему свои извинения, а не наоборот. Такой дерзкой наглости мир еще не видел. Я скажу наоборот: только один человек - Мельниченко заинтересован в том, чтобы это дело было раскрыто. Уверен, чем быстрее это дело дойдет до суда, тем будет лучше для страны. И если бы документы еще в 2005 году передали в суд, мы бы не имели такого бл..ва, которое сейчас происходит в украинской политике.
- В каком смысле?
- В нашей политике сейчас публичный дом. Все политики «переспали» по несколько раз между собой. И кто сейчас под кем или на ком лежит, определить невозможно. Такая «чудная групповушка» идет.
«В МОСКВЕ Я ПРОВОДИЛ СПЕЦОПЕРАЦИЮ»
- Леонид Данилович утверждает, что ваши действия - отлично срежиссированная кампания. Все же вы действовали сами или при чьей-то помощи?
- Говорим только фактами. Если бы у меня были хозяева, разве был бы смысл тогда меня убивать? На меня было совершено три покушения! И ФБР об этом официально информировали. Если бы были «хозяева», значит я - Мельниченко - не самостоятельный игрок в этом деле. Значит со мной нечего вести переговоры напрямую, а нужно вести переговоры с моими «хозяевами».
- А все переговоры, как я понимаю, вы проводили лично?
- Конечно. А что касается «хозяев»? Откуда? Из США? Если предположить, что я был бы «продуктом» ЦРУ (ведь США дали мне политубежище). Но, тогда почему меня судили в Штатах и обещали посадить в тюрьму, если я не отдам записи американцам. Я отказался. И это отбрасывает мысль, что я - продукт американцев. Другая версия, Мельниченко - продукт российского ФСБ. Но Россия тогда была на стороне Кучмы..
- Но ведь вы были в июне 2004 года в Москве, о чем недавно заявили на одном из украинских каналов. В эфире вы даже показали фото с датой пребывания. Что же вы там делали. Ведь именно в это время вас искал Интерпол?
- Я находился в Москве, потому что Кучма хотел иметь гарантии, что не сядет в тюрьму из-за этих пленок. И гарантом выступала Россия. Это была спецоперация. В некоторые детали была посвящена даже Мирослава Гонгадзе. Задействованы в ней были спецслужбы как России, так и Украины, также были проинформированы некоторые агенты ФБР, с которыми я накануне своего визита в Москву встречался в Нью-Йорке А участвовали в ней несколько сотрудников ФСБ. Накануне своего визита в Москву я встречался с ними в Нью-Йорке. Повторю, это была очень сложная спецоперация, которую спланировал и провел я.
- А почему для проведения этой спецоперации вы выбрали именно Россию, а не другую страну и что вы там все-таки делали?
- Это Кучма выбрал Россию и мне пришлось согласиться. А что я делал в Москве, могли бы рассказать сотрудники российских спецслужб. Те, кто меня пригласил. Они то знают, какие переговоры велись – и с кем.
- Но вы согласились туда приехать, значит, были уверены, что в России вам будет безопасно?
- Я пошел на это, чтобы не пролилась кровь. Кучма тогда был загнан в угол, как раненый зверь, и оппозиция тогда не имела возможности его посадить, то есть добить. А раненый зверь - страшный зверь. И представители украинской оппозиции (в 2004 году – авт.) убеждали меня, что один из реальных выходов избежать кровопролития, это дать гарантии Кучме. Но переговоры – это была многоходовка, целая спецоперация, детали, которой, к большому сожалению, не могу раскрыть даже сейчас.
- Почему?
- Это тайна следствия.
- Российские представители, которые вас сопровождали в те дни, тоже знают о деталях этой спецоперации? Вы можете назвать имена этих людей?
- Генпрокуратура Украины обращалась с запросом в Россию о том, чтобы допросить конкретных лиц, на которых я указывал. Но получила отказ. Мотивация: это навредит национальным интересам РФ. То есть, раскрытие уголовного дела об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе - противоречит национальным интересам России! Но я надеюсь, что эти люди все-таки будут допрошены и дадут конкретные ответы на вопросы. Зачем я приехал в Москву? Почему не был арестован в России? Кто давал мне охрану? Кто провел через границу? Кстати, в моем паспорте нет отметок о том, что я въезжал на территорию России. И что я делал на Красной площади?
- А что вы делали на Красной площади в это время?
- Я специально сфотографировался на Красной площади с газетой в руках. На ней видна дата - 21 июля 2004 года. Это доказательство того, что я там был.
- То есть вы заранее знали, что через несколько лет придется доказывать факт своего пребывание в России?
- Конечно. Я стараюсь смотреть на несколько шагов вперед. И сейчас я спокойно даю показания. Ребята, расследуйте. Я не задерживаю следствие.
- Кто же тогда, по вашему мнению, задерживает следствие?
- Сейчас следствие задерживает реально Кучма, некоторые высокие должностные лица в США и непосредственно в ФСБ России. Потому что они не дают полные ответы, что делал Мельниченко в России.
- России какой смысл задерживать следствие? Тем более сейчас, когда Леонид Данилович уже не президент Украины...
- Я тоже не вижу большого смысла. Ведь ФСБ не имеет отношения к убийству Гонгадзе. Но тот факт, что в свое время Леонид Кучма лично вышел на некоторых высоких должностных лиц России и просил обеспечить свою безопасность путем уничтожения оригиналов «пленок Мельниченко» – это говорит о многом.
«СПЕЦСЛУЖБЫ АМЕРИКИ – ЭТО БУЛЬДОГ, ГОТОВЫЙ ИДТИ НА ВСЕ»
- Кроме людей, которых вы назвали, кто-то еще интересовался вашими записями? Например, представители других государств?
- Со мной вели переговоры представители английских спецслужб, была заинтересованность европейских спецслужб. Но бульдогом, готовым идти на все были спецслужбы Америки.
- Но ведь именно в США вам давали политическое убежище...
- Когда я отказался с ними сотрудничать, то есть передать все записи, которые они хотели, меня судили. Дважды. Это было в 2002 году, это во время закрытого судебного заседания и мне реально поставили условие или ты отдаешь записи, или сядешь в тюрьму. Я не согласился на этот ультиматум, аргументируя тем, что могу передать только часть записей. Те, в которых есть состав преступления и то не лично, а только через комиссию международных экспертов. И тогда на меня был оказан очень жесткий психологический прессинг.
- В чем была причина вашего отказа отдать все записи?
- Понимаете, я все-таки офицер своей страны. Я давал присягу народу Украины. На этих записях есть информация, которая составляет государственную тайну Украины. Там есть данные о людях, которые на тот момент работали в США в интересах нашего государства. Не Кучмы, а страны. Я не мог назвать этих людей. Поэтому обратился к прокурору с речью: если б вы попали в подобную ситуацию, и вас бы заставляли предать интересы своей страны, выдать ваших товарищей вы бы на это пошли?
- Какое было решение прокурора после этой речи?
- Когда я это все сказал, меня попросили покинуть зал заседания на некоторое время. А потом и вовсе освободили. Кстати, даже выплатили компенсацию - 475 долларов.
В 1999-2000 ГОДУ ПРИХОДИЛ К МАРЧУКУ, ТИМОШЕНКО, МОРОЗУ И ГОВОРИЛ: Я ЗАПИСЫВАЮ КУЧМУ
- Внутри Украины были люди, заинтересованные в разглашении ваших записей?
- Я обращался к Марчуку в 1999 году, тогда он был кандидатом в президенты. Я просто приходил к нему, показывал удостоверение, объяснял, что записываю разговоры Кучмы. В этих записях есть доказательства ужасающих преступлений. Пожалуйста, слушайте.
- И что он сказал?
- Сначала согласился, потом отказался... По ряду обстоятельств Марчук не оправдал мои надежды. Потом я обращался непосредственно к Тимошенко в 2000 году, к Морозу. Встречался с Турчиновым.
- И всем предлагали свои записи?
- Я реально открывал карты и говорил, что пишу президента. Помогите остановить преступления.
- Вы говорили об этом с таким количеством людей. Говорят, если тайну знают двое, то это уже не тайна. Как получилось, что Леонид Кучма не догадался?
- Слава Богу, ни Марчук, ни Тимошенко меня не сдали. Потому что если б эта информация ушла, я бы не выехал из Украины.
- Вы обращались к Марчуку, Тимошенко... А к Виктору Андреевичу в 2000 вы не обращались?
- Я хотел обратиться к Ющенко. Когда в 2000 году Кучма дал приказ своим «шестеркам» распускать информацию о том, что жена Ющенко якобы является сотрудником ЦРУ. Я предупреждал Ющенко об этих провокациях, но не напрямую, а через Евгения Червоненко. Но, естественн,о Евгению Альфредовичу я не говорил, что записываю Кучму.
- Почему? Не доверяли?
- Конечно! Да вы что?!
- Правильно понимаю, лично с Виктором Андреевичем вы на тему пленок в 2000 даже не общались?
- Мы не были знакомы. Один раз случайно столкнулись в коридоре, но я не стал подходить к нему со своей информацией.
- Что остановило?
- Интуиция подсказывала, не нужно этого делать. Но то, что потом этим делом воспользовались очень многие и сейчас продолжают пользоваться – это факт.
- Кто?
- Да практически все. Кто сегодня при власти? Ющенко, Тимошенко, Литвин. Их министры: Турчинов, Наливайченко, Луценко... можем перечислять и перечислять.
Воспользовались, чтобы убрать Кучму. Я не был политиком, я был солдафоном, который знал, где белое, где черное, где добро и зло. Я пытался через Марчука, Тимошенко, Турчинова, Мороза остановить преступления.
НА ПЛЕНКАХ – НЕ ТОЛЬКО ДЕЛО ГОНГАДЗЕ. ТАМ СЛЫШНО, КАК РАЗВОРОВЫВАЛАСЬ СТРАНА
- Вы все время говорите о записях, а сколько их? Как я понимаю, далеко не все еще обнародованы?
- Я не согласен с тем, что все сводится только к делу Гонгадзе. Ведь эти пленки помогли бы правоохранительным органам вернуть десятки миллиардов долларов в казну Украины. Там слышно, как разворовывалась страна. В период с 1998 по 2000 зафиксировано очень много фактов. Каким образом семья Кучмы стала одной из самых богатых в Украине и в мире. Пускай он покажет свою декларацию, откуда у него деньги. Он декларацию не покажет, а записи показывают. А кроме Кучмы был еще Литвин. Вы посмотрите, какой особняк у дочери Литвина. Она где-то работала? Литвин - госслужащий. Возьмите Деркача, который был председателем СБУ. Откуда у его сына сотни миллионов? Ответ простой - в то время была оранизовано-преступная группировка. Их преступления задокументированы на моих записях.
- Но и сегодня многие представители власти достаточно обеспеченные люди. А про коррупционные скандалы постоянно пишут в прессе. Не будем называть фамилии, вы и так прекрасно знаете, о ком идет речь...
- Да, это правда. А знаете почему?
- Почему?
- Потому что власть почувствовала себя безнаказанной! Если бы Ющенко, став президентом, проявил политическую волю и предпринял ряд шагов - провел публичные суды, его бы сейчас боялись бандиты и уважал народ. Да! В окружении тех же Ющенко, Тимошенко, Литвина, Януковича есть преступники, место которым в тюрьме за то, что они обворовывают страну. Но если бы в свое время он дал правовую оценку действиям своего предшественника, за ним бы потянулся шлейф очень многих политиков.
- То есть в записях фигурируют люди, которые сейчас в украинской власти?
- Да, минимум процентов 25 народных депутатов Украины, которые работают в нынешнем парламенте. А им место в тюрьме. Два человека, которые сейчас при власти, должны быть в тюрьме. У нас при власти Ющенко, Тимошенко и Литвин. Но эта банда переформатировалась и понимает, что легализация хотя бы одной записи повлечет очень тяжелые последствия для них. Но это нужно для страны... И у Ющенко еще есть шанс воспользоваться ситуацией. Я не хочу верить в то, что сейчас Тимошенко, которая пришла к власти за счет Майдана и моих записей, сегодня идет на сговор с дьяволом.
- С кем?
- С Литвиным. Я не хочу верить в это. Хотя именно она заявила, что Кабмин Украины не будет финансировать экспертизу моих записей, и считаю, что действовала она исключительно в интересах Литвина. Литвин - это исчадье ада, который скоро переиграет Тимошенко. Через некоторое время он войдет в противоречие с Юлией Владимировной. И она не будет его защищать. Это будет попозже. Он уже переиграл Ющенко, переиграет и Януковича. Ведь на Литвина многие пытаются сделать ставку, в том числе и некоторые горячие головы в России.
- И какова цена ставки?
- Ставка на Литвина-президента. Они думают о том, что раз на него есть компромат, значит, он будет управляем. Литвин должен сидеть в тюрьме! За подстрекательство к убийству Гонгадзе, за убийство Гонгадзе. За те преступления, которые Литвин совершал, когда был главой администрации. Я обращаюсь лично к Тимошенко. Юлия Владимировна, вы делаете очень большую ошибку, когда берете в свои союзники дьявола Литвина. Может быть, вы пытаетесь таким образом продлить свое премьерство. Но это ваше предательство по отношению к людям, которые стояли на Майдане.
«ЮЩЕНКО ЕЩЕ МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ К ОБАМЕ»
- Прошло столько времени, возникает логичный вопрос, почему до сих пор в этом деле не поставлена точка. Ведь в 2004 году это даже взяли как лозунг те, кто сейчас при власти. Но оно извините, уже напоминает долгоиграющую пластинку.
- Многим политикам, в том числе тем, которые сейчас при власти, выгодно этим делом шантажировать его основных фигурантов. Это и Леонид Кучма с его капиталами и информресурсом.
- А Виктор Андреевич разве не заинтересован в том, чтобы расставить все точки над «i»?
- Если бы Ющенко раньше предпринял ряд решительных шагов - обратился бы в ФБР, к примеру, дело давно было б в суде. И кое-что он еще может предпринять. Например, обратиться к президенту США Бараку Обаме с просьбой, чтобы ФБР как можно быстрее провело экспертизу записей. Я неоднократно обращался с эти предложением к Виктору Андреевичу. Я по-прежнему на него надеюсь.
- Последнее ваше обращение к президенту, когда было?
- Последний раз официально обращался в сентябре 2008 года, когда он уехал на встречу с Бушем. Я тогда писал, что ФБР отказалось проводить экспертизу записи, и подчеркивал, что этот отказ - чистое недоразумение между Украиной и США. Я понимаю, почему при президенте Кучме дело не расследовалось. Не проводилась и международная экспертиза. Но после Оранжевой революции, это мог сделать Ющенко.
- Ответ от Виктора Андреевича на ваше обращение вы получали?
- Да, ответ переправили в прокуратуру. Я считаю, что этот вопрос политический. Прокуратура не в состоянии добиться, чтобы ФБР провела экспертизу. Тем более что проведение международной экспертизы не мое требование – это решение Верховного Совета Украины. И есть соответствующая резолюция ПАСЕ о том, что эксперты должны быть независимые. Совет Европы отобрал ФБР. И ФБР согласилось проводить экспертизу записи. Но когда в июле 2008 года мы собирались выехать в США, где я должен был передать оригиналы записей, ФБР отказалось. Правда, не официально, а кулуарно.
- Почему же американские эксперты отказались?
- Потому что незаинтересованные лица, в том числе и Пинчук, купили очень многих политиков в США, на те деньги, которые они украли у украинского народа. Пинчук заплатил 5 миллионов долларов в фонд Клинтона, это о чем-то говорит?
«В УКРАИНЕ ВСПОМИНАЮТ О ПЛЕНКАХ, КОГДА ВОЗНИКАЕТ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЬЮНКТУРА»
- Сейчас Украина находится в ожидании президентских выборов, если пленки будут обнародованы, повлияет ли это на нынешнюю расстановку политических сил?
- Конечно.
- А когда же ваши пленки все-таки обнародуют?
- Задайте этот вопрос Ющенко, Медведько... Я сделал все для их легализации. Передал оригиналы в декабре месяце экспертам в США. Кстати, следующий этап проведения экспертизы состоится в марте. Поэтому сегодня есть предпосылки, что пленки будут легализированы. Вот только, к большому сожалению, у нас обращаются к записям и их фигурантам, когда возникает политическая коньюнктура.
- Но эксперты не исключают, что и Виктор Андреевич может участвовать в президентской гонке.
- Если он не исполнит те обещания, которые давал на Майдане - ему нечего оставаться на второй срок. Если это дело не дойдет до суда, я буду первым, кто не допустит, чтобы Ющенко снова стал президентом. Но действовать тут нужно сообща. Кстати, в своем интервью, Леонид Кучма заявил, что Тимошенко и Ющенко не договорятся никогда. Однако именно он еще в 2000 году, будучи президентом, обсуждал вопрос, как их поссорить. Кучма очень сильно боится, что Ющенко и Тимошенко будут союзниками. И если им это удастся, есть большой шанс что записи будут обнародованы.
- В ближайший год вы тоже будете заниматься политикой или как?
- К большому сожалению, я уже в этом дерьме.
- Если вам так не нравится, почему же не уйдете из политики?
- Я хочу довести дело до завершения. Должен быть суд! И после этого я уйду... в охранники... к Кучме... Но уже в тюрьму.