Звездный час Евстигнеева пробил в далеком 1964-м после выхода на экран фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Но Одесская киностудия разгадала в нем талант раньше. В 1962 году 36-летнего Евгения Евстигнеева режиссер Петр Тодоровский пригласил на главную роль директора судостроительного завода Алексина в картину «Никогда». Он же три года спустя позвал актера и в следующий свой фильм - «Верность».
Женя был украшением любой роли
- Когда взяли Евстигнеева, мне и другим сотрудникам он не очень понравился внешне, - вспоминает для «Комсомолки» редактор картин «Никогда» и «Верность» Евгения Рудых. - Но едва увидели его на пробах, поразились - настолько выразительной была игра глаз. Мы поняли, что лучшего актера не найти. Так в картине «Никогда» случился его полудебют, после которого его и заметили…
Кстати, из-за картины «Никогда» тогда меня не приняли в Союз кинематографистов, и пришлось это мероприятие отложить на более поздний срок. Французская газета «Мон» написала, что в фильме «Никогда» показан культ личности, и тогда ЦК направил претензии в адрес редактора.
- Евгений Евстигнеев в любой роли мог находить комическое зерно, - рассказывает оператор «Верности» Вадим Костроменко. - Он непроизвольно редактировал тексты, очень удачно добавляя в них междометия и нужные интонации. Способен был смешными деталями украсить свои роли. Тодоровский поначалу делал замечания: мол, Женя, зачем комиковать? Потом соглашался. В фильме «Никогда» именно Евстигнеев придумал эпизод, когда директор завода выбивает дробь на тарелке вилками. Причем у него это получалось великолепно - просто профессиональный ударник! Плюс ко всему Евстигнеев был порядочным, обязательным и дисциплинированным человеком.
Чудной и доброжелательный хулиган
Евстигнеев слыл обаятельным и обходительным. А потому у женщин имел неимоверный успех. Его влечение к красоте пагубно влияло на супружескую жизнь. Его первый брак случился с сокурсницей по школе-студии МХАТ Галиной Волчек. Вопреки воле родителей и по большой любви она вышла замуж за провинциала Женю и родила ему сына. Но уже через три года брак начал трещать по швам. Разлучила их актриса Лилия Журкина, которая впоследствии стала второй женой на двадцать с лишним лет. В конце 80-х Евгений Александрович женился в третий раз на актрисе Ирине Цивиной, которая была младше его на 37 лет…
- Он всегда был душой компании, - вспоминает редактор Евгения Рудых. - Активную роль играл и в коллективе. Шутил и даже немного хулиганил. Помню, как-то в Москве ехали в метро все вместе: я, Тодоровский и Евстигнеев. У молодых людей было отличное настроение, и они хохмили - разыгрывали публику, притворяясь пьяными. Мне так было неудобно, что я даже отошла…
- Он был чудным! Интеллигентным, доброжелательным, без всякого «звездизма», - вспоминает режиссер-постановщик Юрий Садомский. - Любо-дорого было смотреть, как он работает с партнерами. Никаких капризов! Хотя нам приходилось снимать в Одесской области, в пыли, со скромной едой. С ним работалось легко. Он был открытым человеком. Помню, снимали эпизод, когда Евстигнеев со своим партнером по фильму Евгением Лебедевым распиливали бревно. И я показывал Лебедеву, как это надо делать. Когда мы пилили вместе с Евстигнеевым, почувствовал особую энергетику, которая исходила от него. На меня это тогда произвело яркое впечатление. Приятный человек, великий мастер!
Мистическая новость
В 1992 году Евгений Евстигнеев поехал поправлять здоровье в Англию. На тот момент он перенес уже два инфаркта. Деньги на лечение великого актера выделило Министерство культуры.
- Как раз в это время в Москве мы озвучивали фильм «Лавка «Рубинчик» и…», - вспоминает режиссер-постановщик Юрий Садомский. - Параллельно Евстигнеев озвучивал и последнюю часть «Гардемаринов» на «Мосфильме». Евгений Александрович подошел ко мне и попросил, чтобы деньги за съемки ему выплатили срочно: не хватало на лечение. Я все для этого сделал, и ему заплатили. Он уехал. Прошло несколько дней.
…Помню как сейчас: в тот момент я находился у себя в номере в гостинице «Минск». Обычно я никогда не слушал радио, а тогда рука сама потянулась к переключателю! И вдруг первые же слова, которые я слышу: «5 марта 1992 года в клинике профессора Терри Льюса в Англии на 65-м году жизни скончался актер Евгений Евстигнеев». Это был удар! Мистика какая-то. У меня мурашки по коже пошли…
Чуть позже, каюсь, подумал и о «шкурном» интересе: хорошо, что он успел озвучить фильм. Вот так и получилось, что моя картина «Лавка «Рубинчик» и…», где он снялся в главной роли, была последней в его жизни.
БЫЛО ДЕЛО
«О, так я еще живой!»
В фильме Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» Евгений Евстигнеев сыграл чечеточника. Когда он узнал, что прототип его героя - реальное лицо, одесский степист Эмиль Глед, то немедленно отправился в Одессу, чтобы познакомиться с ним. Обнимая его, Евгений Александрович произнес: «О, так я еще живой!». Это звучало по-одесски остроумно: ведь главный герой в конце фильма умирает.
10 cамых известных работ мастера:
- «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)
- «Берегись автомобиля» (1966)
- «Золотой теленок» (1968)
- «Старики-разбойники» (1972)
- «Семнадцать мгновений весны» (1973)
- «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)
- «Место встречи изменить нельзя» (1979)
- «Старый Новый год» (1980)
- «Зимний вечер в Гаграх» (1986)
- «Собачье сердце» (1988)
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Евгений Александрович Евстигнеев родился в 1926 году в Нижнем Новгороде. Окончил Горьковское театральное училище (1951). В 1951-1954 гг. - актер Владимирского областного драматического театра. В 1956-м окончил Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ и стал актером этого театра. В 1957-1970 гг.- актер театра «Современник». Лауреат Государственной премии СССР (1974), народный артист СССР (1983).