Первую станцию метро Николай посвятил любимой

Любимому подставила подножку

Друг друга супруги Бычковы повстречали в Иркутске, осенью 1956 года.

– Однажды целый день шел снег: белый, пушистый, – вспоминает Нина Петровна. – Вечером мы с девчонками пошли гулять: играли в снежки, катались, громко свистели. Вдруг идут дружинники: «Стой! Кто шумит?» Мы набросились на ребят со снежками. Я подставила одному парню подножку, и он свалился с ног.

Нина натолкала дружиннику снега за воротник, натерла лицо. А когда отряхивали снег, парень сказал:

– А теперь, Гаврош, веди в свое общежитие, умываться буду!

– Почему Гаврош?

– Ты сражалась, как на баррикадах.

В комнате солдат разделся и стал умываться. И тут Нина разглядела, что парень восхитительно красив.

– Без единого изъяна, – улыбается собеседница. – И безумно соблазнителен. При взгляде его черных глаз перехватывало дыхание.

Красавец оказался родом из Винницкой области. В 1932 году его семью раскулачили и сослали в Иркутскую область. Мечтой Николая было вернуться на Украину. Но, увидев девушку, он передумал. А Нина, казалось, не обращала на него никакого внимания.

– Это был мой способ завоевать парня, – признается Нина Петровна. – Ведь нас жило в комнате 11 девушек! Он приходил к нам брать книги, конспекты. А я в это время убегала на каток, в театр, кино.

И вот наступило 11 ноября.

– Вечером в общежитии не было света. Я пробиралась с ведром воды на ощупь. Вдруг в потемках он крепко сжал мои руки. Я вздрогнула, но воды не расплескала!

Днепропетровск пленил супругов

Не расплескали они и свою любовь.

Вдвоем супруги закончили техникум. Затем заочно экономический институт в Москве. И вместе стали работать на строительстве железных дорог по Советскому Союзу. Муж – управляющим трестами, жена – в бухгалтерии.

– Пешком обходили всю страну, – вспоминает Нина Петровна, – от Комсомольска-на-Амуре до Николаева. Через бураны, дожди, горы и реки, жару и морозы. Жили в бараках, вагонах, палатках.

А как оказались в Днепропетровске? – интересуюсь у собеседников.

Это целая история, – качает головой Николай Дмитриевич. – В 1965 году захотелось нам узнать о стране побольше. Поехали транзитом: Николаев-Первомайск-Днепропетровск-Киев. В Днепропетровске задержались.

– Город тогда, не в пример нынешнему, был необычайно чистый, ухоженный. На проспекте Карла Маркса всюду били фонтанчики, цвели роскошные деревья. И я сказал жене: «Вот где мне хотелось бы осесть навсегда».

В 1978 году их сыновья поступили в днепропетровские вузы. И супруги с радостью переехали вслед за детьми.

Первую шахту метро Николай посвятил своей жене

В 1981 году Николай, работавший начальником СМП №17, заложил первую шахту Днепропетровского метрополитена на станции «Металлург». Ее он посвятил своей жене.

– К торжественному открытию станцию пригласили корреспондентов и телевидение из Москвы, – рассказывает Николай Дмитриевич. – А председатель облсовета Эдуард Дубинин отдал приказ за сутки изготовить сувениры для высоких гостей. Но какие? И я придумал: взял три болта, отдал на хромирование и сделал надпись: «Первый тюнинг Днепропетровского метро». Один болт мы вручили первому секретарю Днепропетровского горкома партии Владимиру Ошко, другой хранится в Харьковском музее метростроения, а третий я оставил себе. Решил: когда метро запустят, покажу его вместо жетона и проедусь бесплатно, как первостроитель. Но так и не решился.

Фото Влада РЫБЧЕНКО.