В Киеве может повториться сценарий «Крепкого орешка-4»?

18 сентября 2007 года киевляне назвали черным вторником. Тогда всего из-за одной аварии на Московском мосту оказался парализован почти весь город. И вдруг стало ясно, насколько уязвима украинская столица. Что же нас ждет, если завтра в Киеве объявятся международные террористы, не первый год держащие в страхе Америку и многие европейские страны?

18 сентября 2007 года киевляне назвали черным вторником. Тогда всего из-за одной аварии на Московском мосту оказался парализован почти весь город. И вдруг стало ясно, насколько уязвима украинская столица. Что же нас ждет, если завтра в Киеве объявятся международные террористы, не первый год держащие в страхе Америку и многие европейские страны?

Либо, учитывая сложившуюся политическую ситуацию, кто-то из наших горячих голов решит сорвать выборы, устроив диверсии?

Все эти вопросы корреспондент «Комсомолки» задал вице-президенту Международной ассоциации ветеранов подразделений антитеррора «Альфа» Валерию КОЗЯРСКОМУ.

Чтобы создать хаос, достаточно 30 спецназовцев

- Валерий Павлович, несколько месяцев назад прошла премьера блокбастера «Крепкий орешек-4» (по сюжету террористы повергли Нью-Йорк в хаос). Может ли в Киеве возникнуть аналогичная ситуация?

- Теоретически возможно все. Во времена СССР бойцов спецподразделений КГБ специально готовили к диверсиям в столицах потенциальных стран-врагов. Соответственно, кто-то может реализовать подобные схемы и в Киеве. Главное, чтобы нанятые люди точно знали свои задачи.

- Давайте немного пофантазируем. Например, в столице намечается крупный международный саммит и есть желающие его сорвать. Что станут делать диверсанты?

- Как правило, достаточно тридцати спецназовцев, проникших в город накануне операции. Несколько дней им хватит для того, чтобы осмотреться, изучить местность, определить наиболее уязвимые точки мегаполиса и разработать план. Затем они разделятся на две группы и начнут действовать.

- По какому сценарию?

- Вариантов много. Например, вот один из них. Ранним утром первый отряд боевиков угоняет несколько бензовозов, оснащает их взрывными устройствами и выезжает на основные магистрали и мосты Киева в час пик, когда большинство киевлян едут на работу. Далее представьте себе такую картину. По одному из мостов навстречу друг другу мчатся две цистерны. Неожиданно они резко разворачиваются, перегораживая дорогу, и взрываются. В результате гибнут и получают тяжелые травмы десятки человек. Но помощи раненым ждать неоткуда, поскольку в то же время аналогичные теракты происходят по всему городу. На всех трассах пробки, и правоохранители с медиками не в состоянии пробиться к месту происшествия.

- Ужасная картина…

- И это еще не все! Спустя какое-то время в игру вступает вторая группа боевиков. Они распространяют самые невероятные слухи о случившемся и устраивают локальные заварушки возле станций метро и правительственных зданий. Или производят еще несколько взрывов. Затем звонят в милицию, сообщая ложную информацию о заминировании тех или иных важных государственных объектов.

- В результате работа правоохранительных органов полностью дестабилизирована, а важный саммит сорван…

- Да, задача наемников выполнена. А тот факт, что в огромном городе царит паника и хаос, пролилась кровь, их не интересует.

Отмечу, что для хорошо подготовленных людей провести похожую операцию не проблема. Более того, не потребуется даже много затрат и времени.

В нашем деле мелочей нет

- Готова ли сегодня украинская столица противостоять террористам?

- Я приведу один пример, который касается Крыма. Думаю, в Киеве дела обстоят не лучше.

Несколько лет назад мы приехали на полуостров, чтобы во время учебных занятий проверить, готовы ли местные власти и правоохранители к нападению диверсантов. Сработали по самой простой схеме. «Захватили» в центре Симферополя газозаправочную станцию, взяли в «заложники» ее персонал, а на емкостях с газом установили макеты взрывных устройств. По оценкам специалистов, взрыв такого объекта разрушил бы половину города! Требования к властям выдвинули стандартные: 5 миллионов долларов и вертолет.

- И что происходило дальше?

- Стыдно вспоминать! Во-первых, на место происшествия вместо подготовленных снайперских групп приехали милиционеры с мелкокалиберными винтовками.

Во-вторых, когда начались переговоры, выяснилось, что денег на выкуп нет: местный банк оказался готов предоставить сумму всего лишь в размере 6 тысяч долларов.

В-третьих, власти не были в состоянии определиться, кто станет покупать еду для «террористов». А ведь в реальной жизни из-за такой мелочи может произойти трагедия. Диверсанты скажут: если через час не принесете бутербродов, убьем заложника. И, поверьте мне, сдержат слово.

- Но столичные телеканалы часто демонстрируют сюжеты, снятые на учениях спецназа, где бравые бойцы играючи освобождают заложников…

- Такие учения, как правило, носят однотипный характер. У нас действительно есть подготовленные профессионалы, которые способны спуститься с крыши по веревке, ворваться в помещение и застрелить преступника. Однако это лишь заключительная часть операции, а перед тем надо проделать огромную работу, учесть ряд мелочей. Вплоть до бутербродов, которые придется принести террористам.

- А что если в городе нет предусмотренного для данных целей финансового резерва?..

- Я уверен: необходимо принять государственную программу по комплексным мерам противодействия подобным ситуациям. Этот документ должен быть разработан на законодательном уровне.

Нужный закон до сих пор не принят

- Вы предприняли какие-нибудь шаги, чтобы власти обратили внимание на возникшую проблему?

- Наши специалисты не раз пытались обращаться в высокие инстанции с предложениями о создании программы, о которой я упомянул выше. Но ответа так и не получили. Для того чтобы протолкнуть подобный законопроект, необходимо ходатайство руководства правоохранительных органов. А они ничего в этом направлении не делают.

- Почему?

- Во-первых, начальники силовых структур часто меняются. Во-вторых, многие из них не являются специалистами в данной сфере и попросту не задумываются о вопросе безопасности столицы и страны в целом.

- Хорошо, давайте представим, что такая программа уже есть. Как необходимо поступать дальше?

- Привлечь специалистов, которые способны моделировать вероятные ситуации и разрабатывать схемы противодействия. Кстати, такие люди у нас есть.

КСТАТИ

Реально ли сорвать выборы?

- Валерий Павлович, учитывая сложившуюся в стране политическую ситуацию, политологи не раз высказывали опасения по поводу того, что одна из партий попытается путем диверсии сорвать выборы в Верховную Раду. Как вы считаете, возможны провокации 30 сентября?

- Делать прогнозы в данном случае я не вправе. Но теоретически, как я говорил, возможно все. Самые элементарные провокации легко организовать прямо в день выборов. Это и разгром участков, и хакерские атаки на серверы избиркомов, и давление на членов избирательных комиссий, и т. п. Нанятые преступники пойдут и на более радикальные вещи.

Впрочем, я все-таки надеюсь на человеческое благоразумие и верю, что ничего плохого не случится.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Валерий Козярский родился в Бердичеве (Житомирская обл.) в семье военнослужащих. Проходил срочную службу в специальных войсках КГБ СССР. В 1973 году поступил в Высшую Кразнознаменную школу КГБ СССР имени Феликса Дзерджинского на факультет контрразведки. C 1978 года служил на границе СССР с Китаем в одном из разведподразделений. С 1980 по 1983 год находился в составе разведподразделения в Афганистане.

С 1994 года возглавлял оперативно-боевое подразделение спецподразделения «Альфа» СБУ.

ОФИЦИАЛЬНО

Руководитель пресс-службы СБУ Лада Сафонова сообщила «КП» о том, что на сегодняшний день Служба безопасности не располагает информацией о возможных провокациях или массовых беспорядках во время проведения досрочных выборов в Верховную Раду. Поэтому причин для волнений нет.