Перед тем как облагородить жилье, обязательно заключите договор
Строительные расценки - понятие растяжимое. Зависят они от вариантов ремонта (косметический, капитальный, евро и т. п.), а также от фантазий заказчика. Здесь играют роль и дизайн, и качество материалов, и требования по отделке и качеству работ.
Во избежание недоразумений всегда лучше иметь договор, календарный план и техническое задание на работы, согласованные с рабочими и зафиксированные на бумаге.
Только после согласования плана и заданий действительно можно говорить о конкретных расценках. Их также очень желательно зафиксировать на бумаге в протоколе согласования цен. Как показывает опыт, предварительные обещания типа «всего 80 или 100, или 120 и т. п. у. е. за кв. м» - пустые разговоры.
Важный момент - кто выбирает, оплачивает и доставляет расходные материалы и инструменты. Некоторые недобросовестные подрядчики, получив от заказчика аванс, наваривают на закупках немалые деньги. Договорившись с продавцами стройматериалов, отчитываются перед заказчиком липовыми накладными и чеками, при этом нередко завышая расход материалов и инструмента.
Мораль: контроль должен быть постоянный. И никаких предоплат за несделанные работы (ремонтники могут просто уйти в загул). Оплата - по факту за выполненные и принятые по объему и по качеству работы.
СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ
- Никогда не нанимайте для ремонта родственников. Перессоритесь напрочь. С чужими людьми легче договориться или высказать претензии.
- В бригаде должно быть как минимум три человека - электрик, сантехник и штукатур-маляр. Это необходимый набор специалистов, которые, по идее, могут справиться со всем объемом работ. Если специалистов больше, то и денег с вас возьмут больше.
- Если нанимаете бригаду по рекомендации знакомых, посмотрите пару квартир, которые ими отремонтированы. Тогда у вас будет представление о добросовестности бригады и качестве их работы.
Конечно, лучше нанять еще и дизайнера, который не просто нарисует вам макет будущего жилища, но и подберет материалы для ремонта. Это дорогое удовольствие, но иногда стоит того.
НА ЗАМЕТКУ
Не экономьте на дизайн-проекте
Специалисты строительных фирм говорят, что тесное сотрудничество заказчика, строителя и квалифицированного инженера очень важно перед ремонтом. Если хозяин квартиры не профессиональный строитель-отделочник, он не сможет самостоятельно оценить объем работ. А позже проверить технологические этапы ремонта, особенно подведение электропроводки, разводки отопительных и водопроводных труб.
Практика показывает, что чем раньше заказчик подключает себе в помощь независимого эксперта - строителя-дизайнера, тем проще и лучше. Хоть и не дешевле.
Дизайн-проект - это не только красивая оформительская часть, но прежде всего инженерно-техническая. Начинать ремонт с составления сметы - не самый правильный вариант. Ведь уровни компетентности сторон очень сильно различаются, а это дает возможность недобросовестным подрядчикам для разного рода ухищрений и злоупотреблений.
ЭТО ПРИГОДИТСЯ
Что надо знать о смете
Смета на ремонт может быть твердой или приблизительной. В первом случае подрядчик не вправе требовать ее увеличения, даже если возникнет необходимость дополнительных работ, предусмотреть которые было невозможно при заключении договора (скажем, вы заказали новое покрытие для полов, а при снятии старого обнаружились дыры, которые как-то надо залатать).
Только при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования подрядчик имеет право потребовать повышения твердой сметы. А вы имеете право отказаться от дальнейших работ, оплатив фирме уже оказанные услуги.
Обратите внимание: подрядчик не вправе втихую СУЩЕСТВЕННО увеличивать расходы и по приблизительной смете! Если понадобятся дорогостоящие дополнительные работы, фирма обязана письменно предупредить о них и получить ваше согласие. Иначе вы будете вправе оплатить труды подрядчика в пределах суммы, изначально предусмотренной в приблизительной смете.
КСТАТИ
Нелишним будет поинтересоваться религией своих рабочих. Случай из жизни: нанятые ремонтники оказались евангелистами, которые не работают в выходные - для них это священные дни. А поскольку работающие хозяева могли приезжать посмотреть, что происходит в их квартире, только в выходные, «религиозный вопрос» стал причиной многих недоразумений. Высказать свои пожелания или претензии рабочим оказалось делом затруднительным.