Василий Гневышев:«Кроме прав, у потребителей есть еще и обязанности»

На вопросы читателей «КП» ответил начальник областного управления по делам защиты прав потребителей

На вопросы читателей «КП» ответил начальник областного управления по делам защиты прав потребителей

Право задать любой вопрос продавцу есть у каждого

? - Здравствуйте. Звоню вам из Куйбышевского района. Купили компьютер, он хорошо работает, но спустя время решили поменять его, потому что памяти недостаточно для полноценной работы. Но в магазине ответили отказом.

-  Спустя какое время после совершения покупки вы обратились за заменой?

- Через месяц.

- Увы, за это время  вы потеряли все права для обмена товара. Для этого у вас было две недели, и то при условии, что вы компьютером не пользовались. Поэтому магазин прав, что не принимает ваш компьютер. Хочу вам посоветовать на будущее: выбирая такой недешевый товар, вы имеете право задать любой вопрос, который вас интересует, продавцу-консультанту, ознакомиться с инструкциями и потребовать сертификат качества. Это в первую очередь ваша ответственность перед собой.

? - Василий Викторович, часто ли приходится отказывать людям в помощи и почему?

- Приходится отказывать по вине самих же потребителей. Ведь, кроме прав, у них есть еще и обязанности, как эксплуатировать тот же магнитофон, или как ухаживать за обувью или металлопластиковыми окнами. Многие просто не читают инструкцию по эксплуатации товара. Особенно это касается дорогостоящих предметов.

? - Здравствуйте. Если в магазине у покупателя упал из рук пакет молока и порвался, кто в этом случае должен платить за это молоко?

- В магазинах самообслуживания вас не имеют права заставить платить за подобным образом  испорченный продукт. Выбирайте на прилавке другой пакет молока- это ваше право. В супермаркетах подобные проблемы учтены в затратах магазина и должны компенсироваться  за их счет.

Цены на прилавках - информация не секретная

? - Скажите пожалуйста почему в супермаркетах нельзя переписывать цены продуктов? Например, когда я составляю список необходимого на праздник, мне нужно знать цены. Я же не могу их все запомнить…

 - Как это не разрешают?

 - Подходят и говорят: извините, у нас нельзя переписывать цены и даже грозятся позвать охрану.

  - Это абсолютно недопустимое и противозаконное отношение к покупателю. Вы имеете полное право записывать цены - эта информация общедоступна и не является секретом для любого человека, который пришел в магазин. 

  - Скажите, а если мне все же не дали воспользоваться законным правом, то есть заставили заплатить за лопнувший пакет молока или не разрешили переписать цены, куда я могу обратиться?

  - В первую очередь к старшему в магазине - директору или администратору. Если они вам не могут или не желают помочь, то в каждом магазине есть уголок покупателя, в котором даны координаты всех организаций, занимающихся  контролем и работой этого магазина, и вы по своему усмотрению обратитесь туда, куда захотите. Это могут быть санэпидстанция и наше  управление по защите прав потребителей.

 ? - Скажите, почему в разных магазинах одни и те же продукты питания  продаются по разным ценам?

    - Это не относится к нашей компетенции, мы не проверяем цены. Это компетенция управления по контролю за ценами. Но, поскольку цены у нас отпущены в свободное плавание, надбавки, которые устанавливает предприниматель, он определяет самостоятельно. Кроме тех товаров, на которые торговые надбавки ограничены распоряжением облгосадминистрации, например хлеб, и контролируются управлением по контролю за ценами. 

Не забывайте чеки в магазинах

 ? - В течение какого времени и в каком случае можно вернуть непонравившийся товар в магазин?

  - В законе четко написано, что, если вам не понравился товар, его фасон, форма, цвет и так далее, но при обязательном условии, что целы все бирки, ярлыки и документы, и если у вас есть чек, подтверждающий покупку, в течение двух недель у вас обязаны его принять. Если нет чека, доказать покупку вы не сможете. Поэтому, даже если вы совершаете покупку на рынке, продавец обязан выдать документ, подтверждающий, что вы заплатили ему деньги.

 ? - Здравствуйте. Полгода назад получил автомобиль через «Автоплан». Выбрал одну модель, а выплатить нас заставили за другую, схожую модель автомобиля, но с  разницей в стоимости. Документов, подтверждающих оплату, до сих пор не выдали, говорят, техпаспорт есть, так и катайтесь.

  - Нам необходимо увидеть договор, который вы составляли, и внимательно его изучить: какой автомобиль, его технические характеристики, на каких условиях вы его приобретали, какая комплектация у этого автомобиля, потому что цена ведь и от нее зависит. Приходите к нам в управление, захватите с собой договор и все документы, чтобы можно было выяснить, кто и как поступил с вами неправильно.

  - Есть товары, которые вообще нельзя менять?

  - Есть определенный перечень таких товаров, в первую очередь это лекарства, утвержденный законодательством. Магазины не вправе менять его по своему усмотрению. Существует и список товаров, в случае ремонта или поломки которых  вам должны предоставить в пользование их идентичную замену на время гарантийного ремонта. Например, поломался у вас телевизор, гарантийный ремонт длится две недели, а вы жить не можете без «голубого экрана». Поэтому магазин должен вам предоставить на  время ремонта другой телевизор - по вашему письменному заявлению. В этом перечне записаны  телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, холодильники, морозильники, стиральные машины, микроволновые печи, компьютеры и другая аппаратура и бытовая техника. В любом магазине бытовой техники продавец обязан предоставить вам замену, если вы у него купили товар, который сломался до истечения гарантийного срока эксплуатации. Но далеко не все потребители знают об этом праве, а магазины, соответственно,  предпочитают об этом молчать.  

 ? - Имеют ли право не пускать в супермаркеты мам с колясками?

  - Есть стандарты, предусматривающие нормы расстояний в магазине между прилавками,   поэтому проезд детской коляски в магазине может быть и не предусмотрен.

 ? - На какие товары и услуги чаще всего жалуются запорожцы?

  - Это металлопластиковые окна, мобильные телефоны, сложная бытовая техника, продукты питания, обсчеты и обвесы. В последнее время поступает много жалоб на коммунальные услуги

Фото Павла ВЕСЕЛКОВА.
  
Из личного дела

Василий Викторович Гневышев родился в Приазовском районе Запорожской области в 1947 году. Закончил Донецкий институт советской торговли по специальности «экономист». С 1970 по 1975 год работал экспедитором, товароведом и заместителем директора торга (организации, занимавшейся торговым обслуживанием населения) в Мелитополе, 1975-1980 – инструктор обкома. 1980-1986 – директор фирмы «Одежда». 1986-1990 – начальник областного управления торговли. 1990-1993 – заместитель председателя облисполкома. 1993-1997 – советник по экономическим вопросам посольства Украины в Болгарии. 1997-2003 – заместитель председателя ГНА в Запорожской области. 2003-2006 – директор запорожского филиала одной из страховых компаний. 2006-2007 – заместитель начальника главного финансового управления облгосадминистрации.
С июля 2007 года - в должности начальника управления по делам защиты прав потребителей.