В предвыборном запале практически все политики обещают нам, простым избирателям, золотые горы, надеясь получить от нас галочку в избирательном бюллетене.
Большинство этих обещаний являются заведомо не выполнимыми, но ведь найдутся люди, которые поверят им. Сегодня нет смысла говорить о вступлении в НАТО или введении второго государственного языка, народ больше интересует финансовый вопрос.
Например, кто-то поверит тому, что долги Сбербанка СССР вернут в течение ближайших двух лет. На вопрос о том, откуда возьмутся эти деньги, дается расплывчатый ответ, мол, проведем детенизацию экономики, привлечем иностранные инвестиции и найдем такие нужные для этих целей 120 миллиардов гривен. Я не буду вдаваться в подробности процесса отъема денег у богатых и передачи их бедным, хочется лишь спрогнозировать ситуацию после того, как такая огромная сумма окажется на руках у населения.
Чтобы понять, насколько это большая сумма, приведу лишь два примера: приблизительно столько же денег наши сограждане держат на банковских счетах, а в следующем году столько средств поступит в госбюджет за первое полугодие. Впечатляет? А теперь представьте, что вся эта денежная масса попадет в руки простых граждан. Я не против того, чтобы наши люди становились богаче, но если это произойдет в один момент, то рынки отреагируют также мгновенно - цены вырастут, а инфляция заставит хвататься за сердце весь экономический блок правительства. Если вы забыли, то подобная ситуация была в 2004 году, когда в предвыборный период начали поднимать пенсии - старики массово пошли на рынок, а продавцы радостно переписали цифры на ценниках и отнюдь не в сторону уменьшения.
Кстати, о росте цен на продукты питания. Из другого лагеря слышны обвинения оппозиции в том, что именно из-за них дорожают продукты питания. Мол, они заставляют подконтрольных бизнесменов продавать так дорого. По заверениям правительства, объем производства продуктов в Украине достаточный, в частности, мяса больше, чем необходимо, и после выборов производители могут столкнуться с проблемой его реализации. И тут возникает резонный вопрос: что же мешает правительству реализовывать дешевое мясо самостоятельно?
Единственный, кому я поверил на прошлой неделе, был министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко. Он прогнозировал сезонное снижение цен на нефтепродукты в Украине на 2-3%. Действительно, если спрос упадет, то и цены немного снизятся. Так бывает каждый год, и эта ситуация чаще всего не зависит ни от оппозиции, ни от правительства. Поэтому и верю…